Мобилизация и принудительный призыв украинцев из эмиграции?

0
331

Мобилизация и принудительная воинская повинность украинцев, проживающих в других странах? Пострадает ли польский рынок труда? Украинцы готовят закон

Принудительный призыв украинцев, находящихся в Польше, в армию? По официальным украинским оценкам, в настоящее время до 650 000 украинцев призывного возраста годны к военной службе за рубежом. Эти люди могут быть готовы сражаться на передовой практически в одночасье. Парламент Украины скоро проголосует за законопроект, облегчающий их призыв в армию. В то же время это большая часть самой ценной трудовой иммиграции во многих странах, в том числе в Польше. Сегодня из Украины проживает около 1,5 миллиона иммигрантов, некоторые из которых — молодые мужчины. Вернутся ли они на войну?

Удастся ли украинским властям мобилизовать хотя бы часть мужчин? Известно, что после двух лет войны на востоке Украины одной из самых больших проблем украинской обороны является нехватка войск. По сообщениям Министерства обороны Украины, для эффективной борьбы с российским вторжением необходимо дополнительно 450 000-500 000 военнослужащих. Каковы шансы возвращения в страну такого количества людей?

Баланс военного потенциала Украины, по крайней мере на бумаге, выглядит довольно просто: достаточно привлечь «резервы» и восполнить кадровый дефицит на фронте. Это теория, но на практике все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Принудительный призыв украинцев в армию будет практически невозможен, в основном из-за законодательных ограничений в западных странах.

Принудительная воинская повинность украинцев

В конце декабря в украинском парламенте появился законопроект, согласно которому украинцы призывного возраста, находящиеся за рубежом, будут обязаны зарегистрироваться на воинском учете и, соответственно, поступить в армию при получении повестки. В то же время в интервью британской ежедневной газете «The Times» министр обороны Украины Рустем Умеров заявил:

«Мы хотим справедливости для всех, потому что речь идет о нашей стране. Мы отправляем им приглашение. Мы все еще обсуждаем, что будет сделано, если они не приедут добровольно. Защищать свою страну и служить ей — не наказание. Это большая честь».

В интервью немецким и европейским СМИ Bild, Welt и Politico Умеров высказался более выразительно. Например, заявление для Die Welt звучало так:

«Ожидается, что украинцы, которые проживают в Германии и годны к военной службе, будут пополнять украинскую армию в следующем году… к тем, кто не выполнит это требование, будут применены санкции».

Когда по поводу интервью министра поднялся ажиотаж, возглавляемое им министерство выступило с посланием, в котором заверило, что «на данный момент» не планируется возвращать кого-либо из-за границы, а значит, в украинских реалиях проект уже готов и рано или поздно будет предпринята попытка его реализации.

Проблема в том, что ни у кого в Украине нет иллюзий, что «иностранная мобилизация» или, как выразился украинский министр, «честь обороны» — дело скорее украинских простых людей, которых выгнали за границу бедностью и отсутствием перспектив. Таких людей много, сотни тысяч, и они наполняют рынки труда, в том числе и в Польше.

«Батальон Монако» вряд ли отправится в Харьков…

Как насчет так называемого «батальона Монако»? Его никто не побеспокоит. Это тысячи высокопоставленных политиков, чиновников, бизнесменов призывного возраста, которые вместе со своими сыновьями предотвратили, иногда еще до начала российского вторжения, укрыться на курортах Лазурного берега, в швейцарских Альпах, в роскошных апартаментах в европейских столицах и наслаждаются жизнью, когда другие украинцы ежедневно сражаются и погибают на фронте.

Например, Ринат Ахметов, который все еще подлежит призыву на военную службу, поскольку ему 57 лет (мужчины 18-60 лет), наслаждается роскошной яхтой стоимостью 500 миллионов долларов в чужой стране, благополучно спущенной на воду зимой в прошлом году и входящей в десятку мировых ТОП-10. Он самый богатый человек Украины, олигарх.

Будь все равны перед законом, Он не пошёл на фронт в одиночку. У Рината Ахметова двое сыновей 1988 и 1997 годов рождения. Но им тоже вряд ли грозит потеря ноги или жизни на минном поле в предместьях Харькова или Запорожья…

В свою очередь, сыновья бывшего президента Украины Петра Порошенко, как и до войны, могут веселиться в лондонских клубах, когда российские бомбы «забрасывают» их сверстников в окопах Авдеевки.

Сын бывшего влиятельного депутата украинского парламента и советника министра внутренних дел, который занимает очень сильную проукраинскую позицию, Вадим Денисенко публикует на YouTube видео своих путешествий по Европе, рассказывая о том, где и что стоит посетить. Конечно, на YouTube нет фотографий его боев за приднестровский плацдарм в Крынках под Херсоном, когда отец гневно требует даже не его возвращения, а даже полного запрета на выезд из страны после войны, «потому что ее кто-то должен восстанавливать».

На «Батальон Монако» не действуют увещевания министра обороны. Для сыновей богачей и политиков, надо честно сказать, Умеров просто “слишком убогий”. А раз так, то трудно требовать от рядовых украинцев решимости сражаться и умирать, защищая имущество тех, кто будет наблюдать за этим издалека, а когда война закончится, вернется, как ни в чем ни бывало.

Что такое принудительный призыв украинцев в армию?

Действующий закон предусматривает, что украинцы, постоянно проживающие за рубежом, не обязаны сдавать военные документы, а те, кто там временно находится, должны явиться в консульства, а консульства вносят в реестр потенциальных призывников. Конечно, никто этого не соблюдает, и даже не издано никаких постановлений, которые бы точно определяли, как консулы должны это делать.

Новый закон о мобилизации, над которым работает украинский парламент, расширяет список лиц, подлежащих мобилизации, включив в него граждан Украины, постоянно проживающих за рубежом, и предусматривает, что только те, кто подаст заявление на регистрацию, смогут воспользоваться консульской помощью и получить от консула необходимые документы в стране проживания.

Также, среди прочего, рассматривается блокировка их доступа к банковским счетам. На практике это означает, например, что проживающий в Польше украинец, срок действия паспорта которого истекает, не получит новый документ от консула или не сможет расплатиться украинской платежной картой, если он встанет на военный учет и не сообщит свое место жительства, номер телефона и адрес электронной почты для вызова в военкомат. А за игнорирование такого призыва в Украине уже предусмотрена уголовная ответственность.

Даже если такой закон удастся принять, шансы на его реализацию в форме принудительной репатриации в страну фактически будут равны нулю. Почему?

Принудительное направление в Украину? Нулевые шансы

Во-первых, как отмечают украинские юристы, депортация беженцев на основании их призывного возраста будет нарушением международной конвенции о статусе беженцев, которая, по общему признанию, допускает депортацию, но исключительно из соображений государственной безопасности или охраны общественного порядка в стране временного проживания. Кроме того, согласие на депортацию запрещено направлять беженца в страну, где жизнь или здоровье депортированного лица будет угрожать опасность, то есть… в истерзанную войной Украину.

В любом случае, будь то депортация по инициативе самой страны проживания беженца или экстрадиция по запросу Украины с требованием освободить «дезертира», должен будет рассматриваться в индивидуальном порядке судом страны, в которой проживает иммигрант-беженец. Десятки, если не сотни тысяч людей будут уклоняться, поэтому очевидно, что ни одна судебная система с такой массой обращений, даже если бы она очень хотела, просто не станет переделывать.

Согласно информации, уже поступающей из стран, где находятся украинские беженцы, похоже, никто не намерен их депортировать, поэтому принудительный призыв украинцев в армию таким образом невозможен.

Хотя Чешская Республика, которая после Германии и Польши занимает третье место среди стран экономической иммиграции украинских беженцев, предает гласности некоторые проблемы с масштабной помощью украинским иммигрантам, она просто ограничивает социальную поддержку и ряд льгот, предоставленных ранее на первом этапе войны. Желающие вернуться в Украину могут рассчитывать на денежную помощь на обратный проезд.

Представитель Министерства юстиции Чехии Владимир Жепка заявил, что его страна не будет выдавать граждан на военную службу, поскольку международное право запрещает выдачу за отказ от военной службы, дезертирство или отказ выполнять приказы. Таким образом, принудительная воинская повинность украинцев в Чешской Республике отменяется.

Министерство юстиции Германии однозначно высказалось по этому вопросу. Его начальник Марко Бушманн отметил, что, поскольку граждане Германии не несут военной службы, тем более не следует ожидать каких-либо действий по принуждению граждан других стран к военной службе.

В конце декабря глава департамента пограничной и миграционной политики эстонского министерства Янек Миаги, слова которого приводит портал portal.ee, опубликованный в Таллинне, сообщил, что Украина не обращалась к эстонскому правительству за возможной помощью в реализации планов мобилизации резервистов.

Он отметил, что «у Украины нет законных оснований требовать от нас выдачи таких граждан, и у нас нет оснований выдавать их». Однако он признал, что по этому вопросу были проведены обсуждения с украинским послом, что свидетельствует о попытках украинской стороны изучить этот вопрос.

Трудный выбор молодых украинцев

Без принятия механизма депортации призывников странами, где проживают молодые украинцы, новые, более строгие украинские законы не имеют шансов на реализацию. Они могут оказаться даже контрпродуктивными, а к тому же долгосрочными, потому что каждый здравомыслящий украинец, уклоняющийся от призыва в армию и имеющий выбор: после войны попасть в украинскую тюрьму или остаться навсегда за границей и избежать отбывания срока за игнорирование призыва в армию, выберет второе решение.

Во-вторых, даже если бы какая-либо страна решила депортировать украинцев призывного возраста, весь этот процесс все равно пришлось бы реализовывать с технической стороны. Принудительный призыв украинцев в армию без этого был бы невозможен. И с этим возникли бы проблемы по обе стороны границы. С западной стороны – трудно представить себе облавы, упаковку “пойманных” в закрытые вагоны и транспортировку их к границе под вооруженным конвоем, поскольку добровольно они явно не уйдут.

На украинской стороне границы кто-то должен будет их впустить, и с этим тоже могут возникнуть проблемы. На украинских пограничных переходах уже проходят акции протеста, блокирующие переходы, со стороны семей мужчин, относящихся к категории лиц, освобожденных от военной службы, которым в конце декабря пограничники “по закону телефонного права” запретили выезд из страны, несмотря на отсутствие предусмотренных законом оснований для запрета на выезд.

Поскольку это реакция на действия против людей, которым, по крайней мере формально, не угрожает призыв в армию, можно представить, что произойдет, если будут предприняты попытки насильственного ввоза людей, предназначенных для отправки на фронт против их воли…..

 

Добавить комментарий