Эксплуатация долга является смыслом существования нашей эпохи. При жизни моего дедушки ипотека была признаком личного провала, а мой отец получил ее только потому, что законопроект о военнослужащих сделал ее такой заманчивой. Я не мог получить кредитную карту, пока не защитил докторскую диссертацию, но теперь они раздают их как конфеты на ориентационном семинаре для первокурсников (а у среднего студента колледжа их несколько, израсходованы до максимума).
Мы стали нацией похитителей долгов или долговых крепостных, если хотите, проводящих всю свою жизнь, выплачивая ту небольшую часть американской мечты, которую в состоянии наскрести.
Тем временем класс рантье (те, что “зарабатывают” проценты по нашим долгам, а также экспроприируют и извлекают ренту из государственного достояния) взорвался в стратосферу на борту своих частных ракетных кораблей. Их неудержимая погоня за «фантомным богатством» и «акционерной стоимостью», а также галактические уровни долга от «вечных войн» довели нашу капиталистическую систему до экономического эквивалента четвертой стадии рака. Эти же самые силы вносят огромный вклад в ряд экологических катастроф (не последней из которых является разрушение наших планетарных климатических систем).
Создание долгов было главным пороком на протяжении тысячелетий, но мы можем стать первой цивилизацией, которая так тщательно и успешно замаскировала его под добродетель. Долг, являющийся основным источником огромного богатства для немногих и разорения для большинства, объясняет больше, чем просто причину нашей экзистенциальной тревоги, нам нужно исследовать глубже.
Вспомните, Ральф Нейдер предупреждал нас, что между демократами и республиканцами нет ни грамма разницы, особенно после того, как Рейган уничтожил «компенсирующую силу труда», а Клинтоны уничтожили последние остатки «общего процветания» (например, антимонопольное и банковское регулирование).