Экспорт зерна – хороший бизнес. Но это не для бюджета Украины

Дал комментарий польскому изданию в статье Михала Козака "Экспорт зерна - хороший бизнес. Но это не для бюджета Украины"

0
367

При экспорте зерна с Украины большие деньги зарабатывают не столько производители и бюджет борющейся страны, сколько посредники и их политические покровители. Введение Польшей запрета на импорт украинского зерна может изменить эту ситуацию.

Запрет на импорт зерна с Украины причиняет вред нашим фермерам – жалуется украинский министр сельского хозяйства Николай Сольский. Однако, по мнению украинских комментаторов, в этом мало правды. Их мнения подтверждают также выводы журналистов с Приднепровья.

По мнению украинских СМИ, благодаря политическому лоббированию и коррупции на Украине создан эффективно работающий система, вынуждающая мелких и средних сельхозпроизводителей избавляться от зерна по цене ниже рыночной и предоставляющая возможность огромных доходов для посредников, которые его экспортируют. Запрет на импорт украинского зерна, введенный Польшей и граничащими с Украиной странами ЕС, нарушает эту коррупционную “игру на себя” и предоставляет возможность исправить ситуацию.

Зерно едет и едет

Как сообщает Украинский институт сельского хозяйства, в прошлом году из Украины было экспортировано 38,5 млн тонн зерна на сумму 9,1 млрд долларов.

Пять крупнейших покупателей украинского зерна во втором полугодии 2022 года – это Турция, Румыния, Испания, Польша и Индонезия. Однако большая часть денег от продажи этого зерна осталась за рубежом: в Швейцарии (549 млн долларов), Великобритании (114 млн долларов), на Кипре (107 млн долларов), в Польше (86 млн долларов) и Объединенных Арабских Эмиратах (71 млн долларов).

Присутствие Польши в этой группе стран означает, что трейдеры из Украины осуществляют сделки через зарегистрированные у нас «прокладки» – поэтому часть украинского зерна может фигурировать статистике как польское зерно.

Деньги вне системы

– В то время, когда Украина отчаянно нуждается в деньгах, чтобы сражаться и выживать, ищет деньги везде, есть и те, кто ворует у нее, и те, кто предпочитает не замечать эти кражи. Компании, которые, пользуясь случаем, экспортируют наше зерно по заниженной цене, не платят здесь налогов, ввозят минимальные суммы валюты, полученной от продаж, и при этом нормально зарабатывают: продадут зерно себе, а потом по нормальным рыночным ценам – конечным покупатели – описывает ситуацию с экспортом зерновых украинский еженедельник “Зеркало Тижня”. И добавляет, что “безразличие государства к этой ситуации шокирует”.


По данным журналистов «Зеркала тижня», во второй половине 2022 года украинские посредники экспортировали пшеницу на 40 процентов и кукурузу на 30 процентов дешевле цены на мировом рынке.

— И все это – после этих тревожных заявлений о том, что без украинского хлеба миру грозит голод, — отмечает ДзТ.

При средней цене пшеницы на мировом рынке в 362 доллара за тонну украинские посредники продали ее в Египет по 216 долларов, в Турцию по 200 долларов, в Грецию по 176 долларов за тонну. Это средняя цена, потому что были сделки, где цена продажи была 50 долларов за тонну.

Аналогичная ситуация с кукурузой, которая при мировой цене 320 долларов за тонну экспортировалась в Египет по 212 за тонну, в Болгарию по 209 за тонну и в Турцию по 175 за тонну.

Ситуация с экспортом зерна по низкой цене негативно влияет на государственный бюджет, на стабильность украинской гривны и на инфляцию. Но Минсельхоз и правительство вообще не проявляют интереса к проблеме цены экспортируемого зерна, заключают журналисты, указывая на то, что более низкие цены являются основой для расчета недавно введенного залога, уплаченного экспортерами, и расчета, сколько денег они должны перейти на украинские счета после выполнения экспортных контрактов.

Покупают по-дешевке

Украинские аграрии продают свое зерно посредникам-экспортерам за бесценок, потому что у них нет возможности реализовать его официально. Это результат коррупционной практики блокирования счетов-фактур налоговыми службами, – оценивает почетный председатель Союза фермеров и частных землевладельцев Николай Стрижак.

Как говорит Стрижак, только имеющие покровителей в политике и те, кто может позволить себе заплатить крупную взятку, могут выставлять счета и уплачивать налог. Остальные обречены на серый рынок и работу с посредниками, расплачивающимся наличными гораздо меньше рыночной цены.

Дополнительным барьером являются коррупционные системы, действующие в украинских портах и ​​погранпереходах, пробиться через которые у простого смертного нет шансов. Повсюду нужно связи и платить взятку.

Фермер не может продать зерно напрямую через Одесский порт, и тут ему на помощь приходит посредник, но уже по другой цене», — описывает ситуацию Николай Стрижак, заявляя, что «государство не вмешивается и не регулирует эти процессы. Можно сказать, что парламент провел экономическую диверсию против Украины руками лоббистов.

Коррупция в портах и ​​на границе

С октября прошлого года желающие загрузить судно и отправить зерно в пределах «морского коридора» должны записаться в электронную очередь. Однако, как оказалось, добраться до нее честно непросто.

– Электронная очередь на погрузку судов в морском зерновом коридоре снаружи публична, но за ней скрывается второе дно. Чтобы до него добраться, нужно платить чиновникам из Администрации морских портов Украины, терминалов и грузовых портов – ситуацию несколько недель назад описывал агропромышленный портал Latifundist.

За взятку в размере 2-4 долларов за тонну зерна чиновники предлагают «помочь» сначала предоставить документы, необходимые для ввода в электронную систему. В противном случае суда, пришедшие раньше, стоят на рейде и много дней ждут загрузки.

Похожая ситуация, как сообщил глава аналитического центра «Украинский институт будущего» Юрий Романенко, на сухопутных границах, но там очередь формируется вручную украинскими таможенниками в зависимости от заплаченных взяток.

Извращенный “свободный рынок”

Однако проблема не только в посредниках и коррупции на границе. Вячеслав Горобец, украинский эксперт, специализирующийся на вопросах местной экономики, также обращает внимание на недобросовестную конкуренцию по отношению к польским фермерам со стороны украинских агрохолдингов, которые экспортируют свою продукцию по более низким ценам.

– Сегодня аграрное лобби самое сильное. Яркое тому доказательство – латифундист Николай Сольский, который является министром сельского хозяйства. Он также является совладельцем Украинского аграрного холдинга, который контролирует более 50 000 га земли. Благодаря своим людям на в высшей власти крупные аграрии добились снижения налогов, двойной компенсации НДС и ряда других послаблений, – комментирует Горобец.

И добавляет, что если бы украинский крупный агробизнес «платил справедливую цену за аренду земли», за закупаемое зерно и соблюдал правила, применимые к другим, «он давно бы обанкротился».

– Сегодня эффективность украинских сельхозпроизводителей по урожайности с гектара – одна из худших в Европе и в мире, – говорит Горобец.

Наведите, наконец, порядок

Украинские эксперты, обсуждающие вопрос о запрете ввоза зерна в Польшу и другие приграничные страны, почти единодушны – если правительство наконец-то возьмет на себя заботу, то честным сельхозпроизводителям запрет совсем не повредит. Наоборот: навязанное действиями Польши урегулирование ситуации заставит Украину начать зарабатывать реальные деньги на экспорте зерна, а не только на бумаге.

– Решением было бы создание государственного штаба, который в условиях войны гарантировал бы, с одной стороны, закупочную цену зерна у производителей, давая им справедливую прибыль, а с другой стороны, вывозил бы его по реальную цену путем заключения договоров с зарубежными получателями на межгосударственном уровне. Таким образом, фермера получали бы справедливую цену, бюджет наполнялся налогами от экспорта продукции, а валюта попадала в резервы центрального банка, – убеждает аналитик аграрного рынка Роман Головин.

Добавить комментарий