Как работает “капитализм катастроф”

0
200

Когда случается какая-то проблема в государстве или громаде, власть как попугай начинает твердить “нам нужны инвестиции”. На самом деле – нет. Денег всегда хватает, но откуда этот шаблон? О том, что бюджет “перегружен” непродуктивными активами и никогда “нет денег” ни на что. Притом, что “инвестиции”, как правило, подразумеваются зарубежные.

Это многолетняя работа агентов влияния по продвижению так называемого “капитализма катастроф”. Большая интересная статья, раскрывающая это деструктивну (для жертв) стратегию. Вот основная суть:

Более десяти лет назад этот вопрос исследовала Наоми Кляйн в своей книге “Доктрина шока“. Объединив критику глобализации, приватизации и корпоративизации, книга показала, как глобальный продвигается капитализм – сознательно и хитро – путем использования природных и антропогенных катастроф для централизации власти и максимизации прибыли в крупном бизнесе. Проанализировав множество видов катастроф по всему миру, Кляйн увидела, что существует четкая и повторяющаяся модель. Она назвала эту закономерность “капитализмом катастроф”.

Проще говоря, рассмотренные Кляйн катастрофы создавали социальную и экономическую уязвимость, за которой следовал стандартный стиль капиталистического восстановления. Неважно, были ли эти катастрофы антропогенными (например, террористические атаки, гражданские войны или разливы нефти) или природными (например, наводнения, пожары, болезни, засухи, штормы или землетрясения). Независимо от происхождения, эти бедствия почти всегда оставляют местные сообщества в уязвимом состоянии: напуганные, расколотые и ищущие быстрых решений.

Людям, нуждающимся в срочной помощи после стихийного бедствия, многие капиталистические меры кажутся знакомыми и безопасными – например, частно-государственное партнерство для управления перегруженной больницей или привлечение сторонних застройщиков для быстрого строительства жилья для людей, чьи дома снесло ураганом. Но являются ли подобные меры из капиталистического сценария единственным вариантом? В интервью The Nation Кляйн перефразировала Милтона Фридмана, одного из самых ярых визионнров капитализма: “После кризиса вид изменений будет зависеть от идей, которые лежат вокруг”.

Капитализм и глобализация уже несколько десятилетий работают рука об руку, разбрасывая идеи так, что их можно найти “валяющимися” даже в самых отдаленных уголках планеты. Они в изобилии, очевидно, уместны и готовы прийти на помощь в случае катастрофы. Однако это не единственные идеи, которые появились у людей для восстановления после катастрофы. Последние несколько лет показали невероятную силу и изобретательность людей в восстановлении после страшных катастроф с помощью идей, которые основаны на локальном уровне и могут быть реализованы только людьми, работающими в этой местности. Что, если это станет новой нормой? Что, если во время следующего бедствия – независимо от его причины или места – самыми многочисленными, осуществимыми и полезными идеями, лежащими на поверхности, будут те, которые способствуют восстановлению местной экономики. Это то, что я называю “локализацией катастрофы”.

В своем интервью Nation Кляйн упомянула о вере Фридмана в то, что потрясения также “размягчают почву” для капиталистической экономики, которую он продвигал. На размягченной катастрофой почве (где люди менее склонны к сопротивлению, потому что они напуганы, опечалены и уязвимы) капиталистические идеи – не только стратегически важные, но и тщательно отточенные, подготовленные и целенаправленно внедряемые в конкретные сектора экономики на протяжении многих лет – могут получить более прочную опору.

Даже в отсутствие катастрофы такая многогранная стратегия позволила глобализированному капитализму ползти по миру, оставляя за собой характерные следы эксплуатации – разоряющиеся мелкие фермеры и местные магазины, разрушающие местную инфраструктуру управления, корпоративные сетевые магазины, гигантские банки и фабричные фермы, усеивающие ландшафт.

Приватизация стала одним из самых больших достижений глобализации; во многих местах она взяла на себя предоставление основных человеческих услуг, таких как образование, здравоохранение, питание и питьевая вода. На самом деле свойства капитализма настолько распространены, что сами порождают катастрофы – как, например, финансовый кризис 2008 года, частично спровоцированный крахом системы субстандартного ипотечного кредитования. По принципу обратной связи эти бедствия могут еще больше “размягчить почву” и вызвать к жизни новые идеи капитализма катастроф.

Читать полностью

Добавить комментарий