Как ярый сторонник деурбанизации, автор и переводчик множества статей по городам, я не мог пропустить этот эфир. Я рекомендую посмотреть его всем, кто интересуется данной темой, потому что это видео заслуживает внимания. А потом уже прочитать мои заметки.

В этом эфире встретились Либерал, Философ и Демагог. И вот что из этого получилось…

Участники дискуссии высказывались на тему Будем ли мы восстаналивать города и какими они должны быть.

“Арестович на подпевке” и нашим и вашим – в таких эфирах он вообще бессмысленен. Как и во многих других вопросах.

А Дацюк просто блистал! Хотя и к нему есть претензии. Кто хочет начать с главного – смотрите с 23-й минуты примерно.

Дацюк: Проблема Украины в том, что остатки советской науки и инженерии практически уничтожены. Города – это интеллектуальные центры, которые развиваются лишь постольку, поскольку там возникают и развиваются интеллектуальные сообщества, которые осуществляют технологическое, инженерное и гуманитарное развитие. Даже если вложишь деньги, но не будет среды – эти группы там не возникнут.

Контаргумент Романенко: «Мы даем бизнесу чистую площадку, разворачивайте производство, стройте какие хотите предприятия. Для крупных транснационалов, чтобы это был пылесос, через который сюда пойдут деньги. Я на днях общался с одним человеком из Швейцарии, который работает с крупным капиталом. Со СВЕРХКРУПНЫМ КАПИТАЛОМ. Он сказал «не заморачивайтесь портфельными инвестициями Заморачивайтесь сверхкрупным капиталом, который ищет идеи. Он готов их финансировать, потому что им необходимо утилизировать эту избыточность капиталов, которые сейчас идут в крипту и другие подобные сферы»

Дацюк: Это “функционализация” извне. Как возникла кремниевая долина? Там уже был конгломерат индустриальных и образовательных предприятий, поставив некоторые сверхцели, развернув некоторые стратегии и проекты позволил сделать из этого технопарк. Мы тоже можеми пойти по пути технопарка, но у нас под технопарки ничего нет. У нас нет людей, потому что они разъехались и уже не вернуться. У нас нет идей, которые мы могли бы там запустить, потому что у нас не индустриальный цикл. Просто пригласить туда японцев и китайцев? Да, они привезут сюда технологии, но чтобы они укоренились, тут должны быть: образовательные центры, должны быть микрогруппы, носители определенного типа мышления – инженеры, гуманитарии.  Почему они тут появятся? Нужны микрогруппы с идеями – согласен. Где их взять?

Романенко: «Ну вот мы тут сидим». 😊

Дацюк: «Идеи появляются и развиваются там, где свобода. А что у нас? Если мы сейчас пойдем по жесткой линии украинской идентичности: цитировать русские источники нельзя, можно только английские, своего практически ничего нет, мы очень ограничены в ресурсах – интеллектуалы не вернулись, ITшники просекли что им тут делать нечего, они могут жить где угодно. Как тебе зазвать интеллектуалов? На прошлой беседе мы говорили, что люди приходят куда-то, потому что им любопытно. А не потому, что тут большие деньги. Ты хоть миллиарды сюда вложи, но если тут не будет свободы выражать и предъявлять свое любопытство, интеллектуалы не приедут.

Романенко: «Я же как раз любопытство транснационалов говорю»

Дацюк: «А я за любопытство умных людей»

Дацюк: Простой вопрос: за время войны Украина стала свободней? Или более авторитарной и с большими ограничениями?

Романенко: Конечно более авторитарной

Дацюк: После войны Украина будет свободной или сохранит эти ограничения?

Романенко, Арестович: Надо бороться за то, чтобы она стала свободнее.

Послушайте анекдот от Дацюка на тему «мы будем за это бороться». «Поэтому я очень плохо реагирую на слова «будем бороться».

Романенко: Люди правильно пишут: «Дайте идею, сюда зайдет капитал и мы сами вернемся»
Дацюк: В смысле? Один раз дать идею?…

Фундаментальное и очень опасное заблуждение (не только Романенко, а всех либеральных романтиков) – это то, что добрые транснационалы придут со своими деньгами и будут строить тут что-то полезное и креативное, потому что им это выгодно. А где они построили и что-то развили для пользы местного сообщества или государства? Дайте примеры. Транснационалы приходили в Китай, потому что там дешевая рабочая сила. Что получил Китай? Китай получил технологии. Но это исключение из правил. А общие правила таковы: транснационалы выкачивают сырье и ресурсы. Уже давно никто не строить ничего капитального и наукоемкого. Их горизонт планирования – пару лет. Максимум – пятилетка. А отчетный период – квартальная прибыль. Они действительно «пылесос», только в обратную сторону. Когда приходит торговая сеть – она уничтожает мелкий бизнес, выкачивая наличность (если это колония – то заграницу). Когда приходит Nestle и Coca Cola – они выкачивают воду. Shell – высасывает газ. Корпорации убивают сообщества. Давайте оценим факты, а не мифы и мечты. Везде, где появляются корпорации, растет неравенство, падает конкуренция, уничтожаются свободы, истощаются ресурсы и деградирует окружающая среда. У корпораций нет никаких стимулов заботится о сообществе, их единственная цель – квартальная прибыль для своих акционеров.

Знаменитая фраза Фридмана, опубликованная 50 лет назад в журнале New York Times Magazine: «Ответственность руководителей корпораций, – писал он, – лишь в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями [акционеров], которое обычно заключаются в следующем: заработать как можно больше денег…». Он добавил, что идея о том, что бизнес несет социальную ответственность, глубоко ошибочна. Пора избавиться от мифа, что «капитал придет и сделает всем хорошо». Это не подтверждается ничем в современном мире!

Китай получил развитие за счет внутренних ресурсов, внутренней политики и жесткого авторитарного правления. Под дудку компартии пляшут не только местные корпорации (примеры Tescent, Alibaba, Huawei), но и транснациональные, которые загнаны в жесткие рамки и развиваются в своих искусственно ограниченных “вольерах”, соблюдая все правила и ограничения. У Китая огромный внутренний рынок и он практически не зависит от внешних заимствований, а как раз наоборот, выступает кредитором таких стран как США. Китай это вообще не показательный пример. Но если и рассматривать его как пример – то это противоположность тому, за что вы агитируете – запустить бесконтрольно капиталы и позволить им делать то, что вздумается. Нигде никогда это не привело ни к чему хорошему для экономик.

Комментарий зрителя: Скорее всего такое понятие как город будет постепенно вымирать. Будет некое урбанизированное пространство и все связи будут формироваться по локальному принципу.

Дацюк: «Города намного старше любых государств, города никуда не денутся».

Даже философу Дацюку не хватает кругозора, чтобы объективно оценить этот вопрос. Ну и что, что старше? Пирамиды тоже были старше любых государств, но они вымерли и не факт что появятся снова… Города когда-то имели смысл для торговли, обороны и концентрации знаний. Сейчас и в том и в другом необходимость города как центра исчезла. Города уязвимы для войны – они превращаются в каменные пустыни при разрушении централизованных коммуникаций и снабжения, как основы своей жизнедеятельности. Они не играют роль для защиты населения – ракеты давно перелетают через крепостные стены. А торговля и знания перешли в интернет. В дополнение к этому, города – это черная дыра для энергии и ресурсов, состояние и доступность которых намного отличается от того, что «было всегда». Подробнее я описал в своей статье «Вернуть жизнь в наши села». Посмотрите на разрушенные войной города восточной Украины – их никто НИКОГДА уже не будет восстанавливать.

А теперь подумайте как в этом контексте выглядит «свободная продажа земли», за которую еще недавно так активно агитировал «Институт будущего без земли».

Дацюк: Критика Жака Фреско. Он предполагал, что можно построить ресурсно-ориентированный город. Краткая суть модели: город представляет собой сферу. В сферу текут ресурсы. Из сферы течет дерьмо. Но как показывает «сферный подход», любой объект сферного подхода сталкивается с одной неразрешимой проблемой – копрофагия. Иначе говоря – рано или поздно ты будешь жрать свое дерьмо.

Романенко: Мы построим новые дороги, новые города: «Египет строит новую столицу», «Танзания строит новую столицу».

(Этот мой комментарий был удален под этим видео, как думаете – почему? Нелицеприятная правда, на которую нечего ответить. Ему поставили всего один лайк. С одной стороны Романенко жалуется на идиотов, а с другой – удаляет глубокие, основанные комментарии. Это какой-то когнитивный диссонанс. Ну или подтверждение, что его студия занимается пропагандой. Только пропаганде вредны альтернативные точки зрения – это то, о чем говорит Дацюк – «Разнообразие сегодня не является легитимным»): В мире происходит множество бессмысленных вещей, основанных на мифах и догмах, неолиберальных, капиталистических. Каждый раз когда слышишь очередную сенсацию, надо задавать себе вопрос – КАКОЙ В ЭТОМ СМЫСЛ. Кто был в Египте, тот наверняка видел, что 80% многоэтажных домов там – без крыши. В Египте (как и во многих местах на земле, включая Украину) заканчивается пресная вода и они готовятся развязать войну за Нил с Эфиопией. Глобализация сворачивается, централизация проявила свои проблемы во всех сферах и мир активно движется к децентрализации. В чем смысл новой столицы кроме пафоса? «Основная цель – перенос всех политических институтов страны в новое мест». Т.е. простыми словами – элита строит себе более комфортное место работы. Серьезно? Другие страны понаделали много глупостей, это не значит что нам нужно их повторять. Китай много чего понастроил, ради роста собственной экономики, и сегодня его госдолг взлетел а сфера недвижимости близка к коллапсу.

Дацюк задает правильный вопрос – НАФИГА: «Китай построил 100 городов-миллионников и там нигде не живет. Это ж огромные деньги и издержки. Зачем? Никто сейчас не скажет. Они построили, потому что МОГЛИ. Они предпочли философией не заморачиваться. Не хотелось бы чтобы у нас так было».

Ну там была цель, как я уже сказал – ЗАНЯТОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (бессмысленная цель). И что в результате?

Индекс Bloomberg, отслеживающий высокодоходный китайский долг, упал более чем на 50%. Основные эмитенты долга – это китайские застройщики. Эта сфера давно уже превратилась в схему Понци. В мире иссякает энергия и полезные ископаемые. А мы по прежнему кидаемся популизмом «Мы наш, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем!». Поставьте простого человека в центр этого вымышленного мира и задайтесь вопросом: в чем смысл? Этих пафосных утопических проектов, в Украине в частности…

Арестович: надо менять все систему, менять Конституцию.

Последнее время наблюдаю активизацию вбросов со стороны всяческих экспертов, историков и “говорящих голов” на тему какая у нас плохая Конституция и ее надо выкинуть на свалку. И начал этот тренд Зеленский, который сообщил всем что там написано “вранье”.

Конечно выкинуть, конечно плохая – вы же, твари, никогда не пытались ее ВЫПОЛНЯТЬ. При каждом удобном случае вы вытирали об нее ноги, испражнялись и пытались менять под себя!

Сейчас вы решили ее уничтожить, потому что именно Конституция, пусть изнасилованная и парализованная, служит последней опорой нам, думающим и небезразличным, как ориентир человечного, гуманного и справедливого общества. Всего того, что вам глубоко ненавистно…

Дацюк: «Что мы формируем? Возвращаем города или формируем распределенное урбанистическое пространство? Где ты ни был – там есть интернет, горячая вода и вся инфраструктура. Пересоздание городов – это прежде всего возвращение инженерной школы.

Можно простить Дацюку идею о том, что «нужно уменьшить государство до 10 или до 5%». Он не экономист и не представляет к каким последствиям это приведет, не знаком с примерами и мировым опытом уменьшения «государства». Нам нужно не уменьшить государство, а восстановить справедливость, и тогда размер, как говориться, не имеет значения. Я не хочу углубляться в оспаривание этого тезиса – на эту тему написано и переведено много статей, обосновывающих каждый ньюанс этого вопроса.

Там где не будет людей, там не будет жизни. Арестович: «Украинцы приобрели страшный опыт переезда всей страны»

Дацюк: «Но к сожалению чего мы не приобрели: опыт гуманитарного разнообразия. У нас “бабахнули” Единым марафоном и зачистили практически всю коммуникацию. Т.е. мы понизили уровень разнообразия в коммуникации. Разнообразие сегодня не является легитимным»

Романенко, Арестович: «Мы построим дороги, построим города так чтобы было удобно.»

Никто ничего не построит. Никто никуда не полетит. Дефицит и истощение ресурсов достигли такого масштаба, которое уже нельзя отрицать. В сочетании с разрушением цепочек поставок, в ближайшие годы мы будем иметь дефицит всего – от энергии, до простейшего сырья. В Украине уже нет металла! Я занимаюсь металлоконструкциями. Нет на складах – распродают остатки. А на то, что осталось – цены взлетели в космос. Знаете ли вы, что для великого будивництва перед вторжением турки завозили турецкий цемент? Дефицит пресной воды, дефицит песка! В мире заканчивается даже песок! Мы не научились сортировать и перерабатывать мусор. Мы не можем фильтровать говно, которое течет в наши реки. Какие новые города вы собрались строить? Серьезно – выйдите из студии в реальный мир и попробуйте создать реальный бизнес, который что-то производит, и это «что-то произведенное» попробуйте продать! Я понимаю, что не ваша сфера, но другого способа избавиться от деструктивных фантазий, которые вы навязываете необразованным и неокрепшим умам – нет.

 

Добавить комментарий