Чем может заинтересовать украинского туриста сельская местность?

0
2342

Чем может заинтересовать украинского туриста сельская местность?

Когда обсуждаются проблемы сельского зелёного туризма, то в первую очередь дискуссия идёт о создании экономических условий и других организационных моментах, но при этом мало кто задаётся вопросом, а что, собственно говоря, интересного может увидеть турист в сельской местности?

В странах Западной Европы специфика сельского туризма (агротуризма) отличается от нашей. В связи с более продолжительным отчуждением европейских горожан от своих сельских корней, агротуризм у них предусматривает, прежде всего, ознакомление с сельской жизнью и участие в сельхозработах. В Украине добрая половина горожан имеет дачи или сельские корни, поэтому работа с граблями и лопатой для нас не экзотика, а суровая реальность. Другим, более популярным направлением туризма, является экотуризм или зелёный сельский туризм, который связан не столько с сельской жизнью, сколько с отдыхом на природе в сельской местности.

Конечно, есть регионы, в которых с природными достопримечательностями всё относительно нормально, например, в Карпатах. Наверное, именно поэтому там зелёный туризм и наиболее интенсивно развивается. Однако Карпат на всю страну не хватит. Да и наиболее востребованным сельский зелёный туризм является в промышленных регионах, чтобы горожане могли проводить выходные или часть отпуска, не преодолевая сотни километров. Но что здесь можно увидеть, услышать и чем подышать? Если взять Днепропетровщину, то сельский туризм более-менее развивается в 2 районах: Петриковском и Царичанском. Но по той же причине, что и в Карпатах – здесь пока ещё есть что посмотреть. А как быть другим? Процент природно-за­поведного фонда в Днепропетровской области один из самых низких в Украине – всего 1% площади области. На Днепропетровщине нет ни одного национального парка! О каком развитии сельского туризма может идти речь?

Туризм по-петриковски

Городского жителя не заинтересуешь кукурузным полем. Фактически, основным колоритом для городских туристов, особенно с детьми, являются сельскохозяйственные животные. Но туристу нужно не столько это, сколько леса, нетронутые степи и водоёмы с богатым животным и растительным миром. И вот тут-то начинается самое сложное. Таких мест в сельской местности не так уж и много. Леса и прибрежные полосы уничтожаются и застраиваются, огораживаются заборами и охраняются, в особенности – охотничьи хозяйства. А если и есть ещё незахваченные уголки природы, то они часто находятся в угнетённом состоянии. Леса и водоёмы завалены мусором и перенасыщены посетителями, остатки степи вытоптаны из-за перевыпаса скота.

Есть ещё фактор времени. Основной поток туризма идёт весной, летом и осенью. Но уже в середине лета начинаются большие проблемы. Леса, лесополосы и степи массово горят. Причём настолько сильно, что часто воздух в мегаполисах становится чище, чем в селе. В начале августа открывается охотничий сезон. И что самое неприятное, охотничьи дни как раз совпадают с выходными. Осенью охота выходит на самые широкие просторы. И вот тут конные и велосипедные прогулки тоже попадают в зону риска. Таким образом, охота, как вид развлечения для некоторых, препятствует развитию отдыха и безопасности на природе для всех. И это не удивительно, поскольку охотничьи угодья включают в себя почти все сельхозугодья плюс отдельные охотничьи хозяйства и земли запаса, в результате чего они занимают около 78% территории Украины!

То, что происходит сейчас в сельской местности, могу описать на примере моей малой родины. Если бы уровень биологического разнообразия оставался там хотя бы на уровне середины 80-х годов, то она могла бы вполне подойти для сельского туризма. Но за последнюю четверть века произошли кардинальные изменения. Колонии сусликов из года в год уничтожались местными подростками, пока не исчезли полностью. Детей этой «забаве» научило старшее поколение, которому советская власть в своё время выдавала глиняные свистки за уничтожение этих зверьков. Косуль, сурков, уток и чирков выбили охотники. Местные, не приезжие. Остались чибисы, травники и другие кулики, обитавшие на речном лугу. Но нехватка пастбищ и упадок местного колхоза привёл к такой нагрузке на луг, что в начале 90-х скот начинали массово выпасать уже в апреле, поэтому эти птицы просто не имели возможности гнездиться. Колхоз сгинул, луг восстановился, но колония птиц не воскресла.

Эту местность могла бы заселить другая колония, но начались проблемы с речкой. Арендаторы пруда выше по течению занялись разведением рыбы и настолько зарегулировали сток воды, что от речки остался один ручеёк, который летом стал полностью пересыхать. Но даже на этом ручейке местное население иногда делает небольшие плотины, чтобы ловить рыбу. Красочный цветущий участок степи, на котором можно было бы делать фотографии для выставок, уничтожен местным лесхозом в середине 90-х: его залесили заокеанской акацией, которой и так засажены все лесополосы в округе. Ко всему этому стоит добавить массовое разведение овец, которые превращают пастбище в голую землю, и массовые палы всего, что горит. Народных промыслов и традиций как на Западной Украине здесь нет, богатого природного разнообразия теперь тоже нет. Ну и о каком туризме можно говорить?

Вот и получается, что в промышленных регионах в сельском туризме кроме коз и кур показывать, в общем-то, нечего. Поэтому сельский туризм может развиваться только одновременно с расширением природно-заповедного фонда. Видеть птиц и зверей на воле, а не сквозь решётку зоопарка, это и есть в современном мире экзотика и чудо!

Поэтому, чтобы развивать сельский туризм нужно, чтобы сельские жители обладали соответствующей культурой и сами были заинтересованы сохранять местную природу. Чтобы не жгли, не рубили, не бросали повсеместно мусор, не выбивали зверьё и не давали этого делать приезжим. Покуда местное население будет относиться к своей природе, как к халявному ресурсу, сельский туризм в большинстве регионов будет находиться в убитом состоянии.

Автор: Алексей Бурковский

Добавить комментарий