Содержание судебной реформы

0
2019
Изменения, которые вносятся в Конституцию Украины
  1. Создается институт конституционной жалобы – лицо, которое считает, что примененный в конечном судебном решении в его деле закон Украины противоречит Конституции Украины может обратиться в Конституционный Суд Украины относительно его конституционности.
  2. Юридическая помощь будет носить профессиональный характер – защита от уголовного обвинения и представительство в суде могут осуществлять исключительно адвокаты. При этом могут быть определены исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, спорам о защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также в связи с представительством малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена.

Введение “монополии” адвокатов будет иметь переходный этап – в Верховном суде и судах кассационной инстанции с 1 января 2017; в судах апелляционной инстанции – с 1 января 2018; в судах первой инстанции – с 1 января 2019 года.

  1. Верховная Рада Украины лишается полномочий избирать судей, давать согласие на задержание или арест судей, а также права увольнять с должностей 1/3 состава Конституционного Суда Украины
  • Президент Украины лишается полномочий образовывать суды, назначать судей на должности впервые на 5-летний срок, а также полномочий увольнять с должностей 1/3 состава Конституционного Суда Украины,

  • Полномочия судов будут распространяться на любой юридический спор и любое уголовное обвинение, однако закон может предусматривать обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

  • Ликвидируется институт народных заседателей.

  • Предполагается, что Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда. Однако соответствующее положение вступает в силу только через 3 года со дня, следующего за днем опубликования закона о внесении изменений в Конституцию (относительно правосудия).

  • Суды в Украине будут создаваться, реорганизоваться и ликвидироваться только законом, проект которого на рассмотрение парламента будет вносить Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.

  • Соответствующий порядок заработает не сразу, так как предполагается, что до 31 декабря 2017 года, создание, реорганизацию и ликвидацию судов будет осуществлять Президент Украины на основании и в порядке, определенных законом.

    1. Согласие на задержание или содержание судьи под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора будет предоставлять Высший совет правосудия, кроме случая задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.
  • Первое назначение судьи на должность сроком на 5 лет отменяется, судьи будут назначаться на должности бессрочно.

  • Отменяется такое основание для освобождения судьи от должности как нарушение присяги, зато судья может освобождаться за совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, которое несовместимо со статусом судьи.

  • Вводятся такие дополнительные основания для увольнения судьи как несогласие судьи на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность, а также нарушение обязанности подтвердить законность источников происхождения имущества.

  • Меняются квалификационные требования к лицу, может быть назначено на должность судьи – повышается минимальный возраст (с 25 до 30 лет), а также профессиональный стаж (с 3 до 5 лет). При этом исключается такое требование к кандидату на должность судьи как проживание в Украине не менее 10 лет.

  • Назначение судей на должность будет осуществляться Президентом Украины по представлению Высшего совета правосудия.

  • Предполагается, что контроль за исполнением судебного решения будет осуществлять суд.

  • Высший совет юстиции меняется на Высший совет правосудия.

  • Высший совет правосудия будет вносить представления о назначении судей на должности, принимать решение об увольнении судей, их переводе или временном отстранении.

    Кроме того, Высший совет правосудия в отличие от Высшего совета юстиции лишается права непосредственно осуществлять дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда Украины и высших специализированных судов, зато он будет рассматривать жалобы на решения соответствующих органов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.

    1. Высший совет правосудия будет состоять из 21 члена, из которых 10 – выбирать съезд судей Украины, 2 – назначает Президент Украины, 2 – выбирает Верховная Рада Украины, 2 – выбирает съезд адвокатов Украины, 2 – выбирает всеукраинская конференция прокуроров, 2 – выбирает съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, а Председатель Верховного Суда входит в состав по должности.

    Избрание (назначение) членов Высшего совета правосудия осуществляется не позднее 30 апреля 2019 года.

    1. Прокуратура Украины лишается таких функций как представительство интересов гражданина в суде, досудебное расследование, надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также осуществление так называемого “общего надзора” – надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • Предполагается увеличить срок полномочий Генерального прокурора с 5 до 6 лет, однако при этом содержится оговорка, что одно и то же лицо не может занимать такую должность два срока подряд.

  • Конституционный Суд Украины лишается полномочий давать официальное толкование законов Украины.

  • Меняются требования к лицу, которое может быть судьей Конституционного Суда Украины – увеличивается минимальный стаж (с 10 до 15 лет), необходимы также высокие моральные качества личности и ее статус как юриста с признанным авторитетом. При этом отменяется такое требование как необходимость проживания в Украине в течение последних 20 лет.

  • Предоставление согласия на задержание или содержание под стражей или арестом судей Конституционного Суда Украины до вынесения обвинительного приговора будет осуществляться самим Конституционным Судом Украины.

  • Полномочия судей, назначенных на должность сроком на пять лет, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Такие судьи могут быть назначены на должность судьи в общем порядке.

  • Изменения в Конституцию Украины вступят в силу через 3 месяца со дня, следующего за днем опубликования закона.

  • Содержание новой редакции Закона “О судоустройстве и статусе судей”
    1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны воздерживаться от заявлений и действий, которые могут подорвать независимость судебной власти.

    2. Защита от уголовного обвинения и представительство в суде осуществляется адвокатом.

    3. Положение о Единой судебной информационной (автоматизированной) системе утверждается Высшим советом правосудия по представлению Государственной судебной администрации и после консультаций с Советом судей Украины.

    4. В систему судоустройства входят местные суды, апелляционные суды и Верховный Суд, который является наивысшим судом в системе судоустройства. Также в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды для рассмотрения отдельных категорий дел.

    5. Суды создаются и ликвидируются законом, проект которого вносится в парламент Президентом Украины после консультаций с Высшим советом правосудия. Количество судей в суде определяет Государственная судебная администрация Украины по согласованию с Высшим советом правосудия.

    6. Председатели и заместители председателей судов избираются сроком на 3 года (сейчас 2).

    7. Местными судами являются окружные суды, окружные хозяйственные суды и окружные административные суды.

    8. К полномочиям председателей судов отнесено согласование назначения на должность руководителя и заместителя руководителя аппарата суда (сейчас – председатель вносит в ГСА кандидатуру для назначения).

    9. Секретарь судебной палаты апелляционного суда избирается сроком на 3 года (сейчас 2).

    10. Судьей апелляционного суда может быть лицо, которое соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, прошло квалификационное оценивание и соответствует одному из таких требований:

    • имеет стаж работы судьей не менее 5 лет;
    • имеет ученую степень в сфере права и стаж научной деятельности не менее 7 лет;
    • имеет стаж профессиональной деятельности адвоката не менее 7 лет;
    • или имеет стаж не менее 7 лет по совокупности предыдущих пунктов.
    1. Высшими специализированными судами являются Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд.

    2. Судьей Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности может быть лицо, соответствующее требованиям к кандидату на должность судьи, прошло квалификационное оценивание и имеющее стаж судьи не менее 3-х лет или 5 лет стажа патентным поверенным или адвокатом по представительству в суде по делам о защите интеллектуальной собственности или стаж 5 лет по совокупности предыдущих пунктов.

    3. Судьей Высшего антикоррупционного суда может быть лицо, которое соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи и прошло квалификационное оценивание.

    4. Верховный Суд осуществляет правосудие как суд кассационной инстанции, максимальное количество судей – 200. В составе Верховного Суда действует Большая Палата Верховного Суда, Кассационный административный суд, Кассационный хозяйственный суд, Кассационный уголовный суд и Кассационный гражданский суд. В кассационных судах создаются палаты.

    5. Судьей Верховного Суда может быть лицо, соответствующее требованиям к кандидатам на должность судьи, прошло квалификационное оценивание и имеет стаж судьи не менее 10 лет; или имеет ученую степень в сфере права и стаж научной работы не менее 10 лет; или имеет 10 лет стажа работы адвокатом по представительству в суде; или имеет стаж не менее 10 лет по совокупности предыдущих пунктов.

    6. Председатель Верховного Суда избирается тайным голосованием Пленума Верховного Суда сроком на 4 года (сейчас 5), и не более чем на 2 срока подряд (сейчас – не более чем на 1 срок).

    7. Вопрос вынесения недоверия Председателю Верховного Суда может быть инициирован не менее чем одной третей от состава Пленума (сейчас не менее чем одной пятой).

    8. Председатель Кассационного суда избирается на собрании судей этого суда сроком на 4 года с правом занимать должность не более двух сроков подряд.

    9. Пленум Верховного Суда избирает заместителя Председателя Верховного Суда по предложению председателя Верховного Суда (сейчас – по предложению судей) сроком на 4 года (сейчас – 5 лет).

    10. Собрание судей кассационного суда может избрать заместителя председателя кассационного суда на 4 года по предложению председателя кассационного суда из числа секретарей судебных палат. Секретари палат назначаются собранием судей палаты на 4 года.

    11. В состав Большой Палаты Верховного Суда входит 21 судья, которые избираются на собрании кассационных судов. Большая Палата в предусмотренных законом случая действует как суд кассационной инстанции и действует как суд апелляционной инстанции в делах, рассмотренных Верховным Судом как судом первой инстанции.

    12. Без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора суда, за исключением задержания судьи во время или сразу после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления (на сегодня судья не может быть задержан и ему не может быть избрана мера пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста без согласия парламента без исключений).

    13. Судья должен передать акции и имущественные права в юридическом лице в управление третьему лицу без права давать распоряжения относительно управления, но с правом получения дохода.

    14. В связи с невозможностью осуществления правосудия в соответствующем суде судья может быть прикомандирован к другому суду такого же уровня и специализации.

    15. Обязанностью судьи является подача трех деклараций: добросовестности (набор утверждений, который подтверждает судья), семейных связей (о родственниках, пребывающих на должностях из списка) и декларация лица, уполномоченного на выполнение функций государства.

    16. С целью установления соответствия уровня доходов уровня жизни судьи по требованию ВККС и Высшего совета правосудия может быть проведен мониторинг образа жизни судьи.

    17. Полная проверка декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства проводится не реже одного раза в 5 лет и по запросу ВККС или Высшего совета правосудия.

    18. На должность судьи может быть назначен гражданин Украины, не моложе 30 (сейчас 25) и не старше 65 лет, который имеет юридическое образование и стаж в сфере права не менее 5 лет (сейчас 3 года и необходимость проживания в Украине последние 10 лет). Кроме прочего на должность судьи не может претендовать лицо, которое ранее было уволено по результатам квалификационного оценивания.

    19. Отбор кандидатур на должность судьи включает подачу документов в ВККС, допуск к экзамену, отборочный экзамен, специальную проверку, специальную подготовку (12 месяцев), квалификационный экзамен, зачисление в резерв, рейтинговый конкурс по замещению вакантных должностей, внесение рекомендации ВККС в Высший совет правосудия, который принимает решение и вносит рекомендацию Президенту Украины, который безальтернативно издает указ.

    20. Специальная процедура назначения судей высших специализированных судов и Верховного Суда предусматривает подачу документов, подтверждающих соответствие кандидата специальным требованиям к судьям такого суда и прохождение квалификационного оценивания.

    21. Судья может быть переведен в другой суд Высшим советом правосудия на основании рекомендации ВККС по результатам конкурса на замещение вакантной должности судьи. Перевод в качестве дисциплинарной ответственности осуществляется на основании представления органа, который принял решение о привлечении к дисциплинарной ответственности.

    22. Высшая квалификационная комиссия судей Украины утратила полномочия относительно отстранения судей от должности и осуществления дисциплинарного производства, которые перешли Высшему совету правосудия.

    23. В состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины избираются 16 членов (сейчас – 14). Дополнительные члены: 2 члена избираются Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека (сейчас – 1) и 2 члена – Главой Государственной судебной администрации Украины (сейчас – 1).

    24. Организационными формами деятельности ВККС является заседание в составе коллегий (не менее 3-х членов), палат (по 8 членов) или в пленарном составе Комиссии (сейчас – только заседание палаты или совместное заседание палат).

    25. Разграничены увольнение члена ВККС и прекращение его полномочий, которое наступает “автоматически” (сейчас – только прекращение полномочий, для которого необходимо отдельное решение в независимости от оснований). Решение об увольнении члена ВККС принимает Высшая квалификационная комиссия судей Украины или орган, избравший соответствующего члена в зависимости от оснований (сейчас – зависимость от оснований не указана).

    26. Для осуществления членами ВККС полномочий в составе секретариата действует служба инспекторов в количестве 48 инспекторов (сейчас – 42 инспектора).

    27. Размер вознаграждения члена ВККС, который не является судьей, устанавливается в размере должностного оклада судьи Верховного Суда с коэффициентом 1,5, а члена, который является судьей – сумме его судейского вознаграждения, если такая сумма превышает размер должностного оклада судьи Верховного Суда с коэффициентом 1,5 (сейчас должностной оклад любого члена Комиссии устанавливается в размере вознаграждения судьи Верховного Суда Украины).

    28. Введены дополнительные основания дисциплинарной ответственности судей (добавлено: неподтверждение судьей законности источника происхождения имущества; непрохождение курса повышения квалификации … или непрохождение дальнейшего квалификационного оценивания … или неподтверждение способности судьи осуществлять правосудие в соответствующем суде по результатам этого квалификационного оценивания; непредоставление или несвоевременное предоставление декларации родственных связей, указание в декларации родственных связей судьи заведомо недостоверных (в том числе неполных) сведений; непредоставление или несвоевременное предоставление декларации добросовестности).

    29. Дисциплинарное производство в отношении судьи осуществляют дисциплинарные палаты Высшего совета правосудия (сейчас – ВККС в отношении судей местных и апелляционных судов и ВСЮ в отношении судей высших специализированных судов и судей ВСУ).

    30. Не предусмотрен порядок осуществления дисциплинарного производства (указано, что он осуществляется в порядке, определенном Законом Украины “О Высшем совете правосудия”).

    31. Усилена ответственность судей путем запрета применения определенных дисциплинарных взысканий за определенные нарушения (запрет на назначение “мягких” взысканий за “серьезные” нарушения).

    32. Фактически расширены основания для дисциплинарного взыскание в виде внесения представления об освобождении судьи от должности:

    1) совершение судьей существенного дисциплинарного проступка, грубого или систематического пренебрежения обязанностями, которые несовместимы со статусом судьи или выявили его несоответствие занимаемой должности;

    2) нарушение судьей обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

    1. Решение об освобождении судьи от должности принимает Высший совет правосудия в порядке, установленном Законом Украины “О Высшем совете правосудия” (сейчас – органом, который его избрал или назначил по представлению Высшего совета юстиции).
  • Основания утраты статуса судьи в соответствии с изменениями в Конституции разграничены на основания для увольнения и основания для прекращения полномочий. Добавлено новое общее основание для увольнения судьи: отказ от перевода в другой суд (в том числе уклонение от исполнения решения о переводе) в случае ликвидации или реорганизации суда.

  • Собрание судей соответствующего суда наделяются правом обращаться с представлением о привлечении к дисциплинарной ответственности адвоката, прокурора, должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления за совершение действий или бездействия, нарушающих гарантии независимости суда и судьи.

  • Увеличивается количество представителей Верховного Суда Украины, которые принимают участие в съезде судей Украины (с 3 до 12), при этом Конституционный Суд Украины лишается права делегировать представителей на съезд.

  • Совет судей Украины лишается полномочий назначать и увольнять Председателя и заместителей Председателя Государственной судебной администрации Украины. Соответствующие решения принимает Высший совет правосудия.

  • Закон предусматривает увеличение размера судейского вознаграждения. Базовый размер должностного оклада судьи составляет:

  • 1) 30 минимальных заработных плат – судьи местного суда (по действующему закону 10);

    2) 50 минимальных заработных плат – судьи апелляционного суда, высшего специализированного суда;

    3) 75 минимальных заработных плат – судьи Верховного Суда.

    Кроме того, предусматриваются коэффициенты корректировки оклада в зависимости от места осуществления правосудия (например, 1,25 – если судья осуществляет правосудие в суде, расположенном в населенном пункте с населением более 1 млн. человек).

    Вместе с тем, такие размеры заработной платы в соответствии с переходными положениями начнут действовать только с 1 января 2020 года. До этого времени предполагается поэтапное внедрение соответствующих должностных окладов.

    1. Закон предусматривает создание Службы судебной охраны для обеспечения безопасности судей и членов их семей, поддержания общественного порядка в суде, прекращения проявлений неуважения к суду, а также охрану помещений суда, органов и учреждений системы правосудия.
  • Размер ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке уменьшается с 60 до 50 процентов судейского вознаграждения судьи, работающего на соответствующей должности. Однако, предусматривается право судьи, который вышел в отставку, на получение выходного пособия в размере 3 месячных судейских вознаграждений на последней должности.

  • Расходы на содержание судов в Государственном бюджете Украины определяются с учетом предложений Высшего совета правосудия.

  • Государственная судебная администрация наделяется полномочиями осуществления действий по регистрации новосозданных судов, а также обеспечения их ликвидации как юридических лиц.

  • В случае стихийного бедствия, военных действий, мероприятий по борьбе с терроризмом или других чрезвычайных обстоятельств работа суда может быть прекращена по решению Высшего совета правосудия по представлению Председателя Верховного Суда.

  • Высшие специализированные суды лишаются функций главного распорядителя бюджетных средств, соответствующие функции передаются Государственной судебной администрации.

  • Государственная судебная администрация Украины выводится из подотчетности органов судейского самоуправления и подчиняется Высшему совету правосудия.

  • Закон “О судоустройстве и статусе судей” вступит в силу одновременно с вступлением в силу Закона Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)”, то есть через 3 месяца со дня, следующего за днем опубликования изменений в Основной Закон Украины.

  • Действующие на сегодня местные общие суды продолжают свою деятельность до создания и начала деятельности соответствующих окружных местных судов.

  • Апелляционные суды также продолжают действовать до создания апелляционных судов в соответствующих апелляционных округах, но Закон предусматривает строк их создания и начала деятельности – не позже 3-х лет со дня вступления в силу новой редакции Закона “О судоустройстве и статусе судей”.

    1. Верховный Суд должен быть сформирован в течение 6 месяцев. До начала его работы продолжают функционировать действующие сегодня высшие специализированные суды. О начале работы ВС делается публикация на сайте судебной власти и в газете “Голос Украины”.
  • Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности должен быть создан в течение 12 месяцев со дня вступления в силу новой редакции Закона “О судоустройстве и статусе судей”, а Высший антикоррупционный суд – в течение 12 месяцев со дня вступления в силу закона, которым определит специальные требования к судьям этого суда.

  • Через 60 дней со дня вступления в силу Закона кандидаты на должность судьи, которые не соответствуют обновленным требованиям для назначения (имеется в виду, в частности, 30 лет и 5 летний стаж) прекращают участие в процедурах отбора или назначения.

  • Закон сохраняет в переходных положениях процедуру оценки всего судейского корпуса и возможность их увольнения по результатам оценки.

  • Полномочия судей, которые назначены на должность сроком на 5 лет до вступления в силу Закона, прекращаются окончанием срока, на который их назначали. Такие судьи могут быть назначены на должность за результатами конкурса, проведенного в соответствии с Законом.

  • Право на получение повышенного судейского вознаграждения предусматривается только для судей, которые прошли квалификационное оценивание или назначены на должность по результатам конкурса, назначенного после вступления в силу Закона. К этому времени судьи могут получать зарплату в размере, предусмотренном действующим Законом “О судоустройстве и статусе судей”.

  • Высшая квалификационная комиссия судей Украины должна в течение 30 дней утвердить формы деклараций родственных связей судьи и кандидата на должность судьи, форму декларации добросовестности судьи, а также обнародовать утвержденные формы деклараций на своем официальном сайте.

  • Судьи в свою очередь обязаны подать в Высшую квалификационную комиссию судей Украины декларацию родственных связей судьи и декларацию добросовестности судьи:

    1) судьи Верховного Суда Украины, судьи высших специализированных судов – в течение 60 дней со дня вступления в силу Закона;

    2) судьи апелляционных судов – в течение 90 дней со дня вступления в силу настоящего Закона;

    3) судьи местных судов – в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

    Добавить комментарий