Гоблин: о старом Новом годе…

0
1443

Мы живем в странном «праздничном» мире. Кто-то празднует католическое Рождество, кто-то православное, все вместе празднуем Новый Год 1 января, а кому не хватило праздников, тот еще и Старый Новый Год 14 января отмечает. Это довольно сюрреалистический праздник, если ты, конечно, не являешься верующим православным человеком. ВКурсе попросил нашего постоянного автора, переводчика Дмитрия Пучкова (Гоблина) высказать свою точку зрения на этот круговорот дат и празднеств, который нас поджидает в начале каждого очередного нового года.

А дело вот в чем. Несмотря на то, что в 1918 году светская Россия перешла на григорианский календарь, церковь продолжила жить и отмечать свои праздники по юлианскому. Согласно ему, на 1 января и последующие дни приходится рождественский пост, заканчивающийся 7 января. Поэтому люди воцерковленные продолжали праздновать наступление Нового Года в ту дату, к которой они привыкли.

В наши дни Старый Новый Год считают праздником большинство россиян, даже толком не понимая его историческую подоплеку.

Не мешает ли это нежелание идти в ногу со всем остальным миром нашему вхождению в общемировое культурное пространство? Нет.

Если мы возьмем полтора миллиарда китайцев и еще миллиард индусов, то мы увидим, что они с высокой башни плевали на всю эту европейскую культуру, и на вхождение в общемировое культурное пространство тоже.

Китайская культура не нуждается ни в каких привнесениях извне. Обратите внимание, китайцев никто и никогда не смог завоевать. Любые пришлые завоеватели максимум через два поколения растворялись в Китае и исчезали. Ни манчжуров, ни монголов в Китае теперь нет, а китайцы есть.

Что касается нас, наша вера не зря называется православием. Во всем мире ее называют ортодоксальной, в переводе с греческого, – правильной. Эта вера гораздо древнее той, что напридумывали латиняне, назвавшие свою церковь католической, то есть «вселенской». В масштабах мирового христианства православие выглядит некой, не побоимся этого слова, сектой. Нас очень мало, если сравнивать с общим количеством христиан. Но есть ли смысл перенимать католические праздники? На мой взгляд, нет. Надо держаться за своё.

Такая перемена приведет к потере нашей национальной идентичности. К тому же радикально взять и что-то отменить невозможно. У нас уже была одна «Перестройка». К чему это привело, мы все были свидетелями.

С другой стороны, объяснить людям: давайте не будем бухать на первое января, потому что у нас пост, это тоже нереально. Никакими методами отменить общепланетарную встречу Нового Года невозможно. И сделать ее безалкогольной в нашей стране – тоже. Поэтому нам и приходится существовать в таком «бесконечном» новогодне-рождественском празднике.

Есть такое правило: если не можешь победить, возглавь. Пропагандируй это, обозначь, как правильное направление, и в то же время пытайся пропихнуть под эту дудочку что-то свое. И церковь могла бы этим заняться!

Но, к сожалению, наша церковь уже давно играет в обществе не ту роль, которая задумывалась изначально. Она ничего не возглавляет и никуда не может тебя позвать. Религия выполняет в нашей жизни довольно специфическую функцию. Стандартная картина: садись в любую машину, и что ты увидишь? Передняя панель вся в иконах, а товарищ водитель, сыплет направо и налево матом, нарушает все мыслимые и немыслимые правила, и дорожные, и человеческие, подрезает и проскакивает на красный свет. И при этом верит, что эти иконки его хранят.

Русский человек может носить крест и даже по воскресеньям ходить в храм, но это не мешает ему всю неделю воровать, бухать, развратничать и сквернословить. На самом деле христианин – это тот, кто соблюдает христианские заповеди, а не тот, кто в попусту церковь ходит.

Если 7 января у нас в стране является государственным праздником, не так уж алогична мысль придать тот же статус 14 января. Но наше государство, как известно, поражено тяжелейшей формой шизофрении. Ждать от него проявлений какой-то разумности абсолютно бесполезно. Внутри этого государства действует ряд группировок с абсолютно противоположными желаниями. Одни хотят нам какого-то развития, другие, наоборот, хотят организовать из нас некие сырьевые задворки. На мой взгляд, в данный момент это основной вопрос – кто кого из них победит: люди, которые хотят возрождения промышленности и создания серьезной державы или дурачки, которые хотят все отдать на откуп западным арендаторам, чтобы население тихо и мирно вымерло само собой. А проблемы, когда нам праздновать Рождество и Новый Год, они, по сравнению со всем этим настолько мелки, что даже неловко об этом говорить.

Дмитрий Пучков (Гоблин)

Добавить комментарий