Показ «Гостьи из будущего» специально приурочили к весенним каникулам. Телевизионная премьера первого советского фантастического сериала состоялась 25 марта 1985 года. «Фильм лежал полгода на полке, студийное начальство не верило, что тема далекого будущего заинтересует подростков, — вспоминает актер, сыгравший робота Вертера, Евгений Герасимов. — Режиссер Павел Арсенов очень переживал, что картину совсем не покажут. Когда же начали транслировать сериал, вопрос с его популярностью решился очень быстро. На второй серии у телевизоров сидели все — и взрослые и дети».
АКТЕРЫ. Режиссер вспоминал, что он давно влюбился в произведения Кира Булычева и мечтал их экранизировать, вопрос решился после того, как была найдена главная героиня — школьница Наталья Гусева. На студии денег на работу выделили мало, что не позволило режиссеру воплотить мечту — создать на экране зоопарк космических животных. При этом харизматичному Арсенову удалось привлечь в картину гениальных актеров Вячеслава Невинного (Весельчак У), Михаила Кононова (Крыс), Наталью Варлей (Марта Эрастовна), Валентину Талызину (Мария Павловна). «Такому режиссеру просто нельзя было отказать, да и все мы чувствовали, что фильм новаторский, такой темы в нашем детском кино еще не было», — вспоминает Валентина Талызина.
ЖЕНА БУЛЫЧЕВА. «Интересно, что Алиса была придумана еще в конце 60-х, когда подрастала наша дочь Алиса, — говорит жена писателя Кира Булычева, Кира Сошинская. — Муж тогда захотел придумать ей сказку. А когда начинали снимать фильм, то дочь даже слышать не захотела, чтобы там сниматься — она уже тогда определилась с профессией и хотела быть архитектором». В результате слава досталась Наталье Гусевой. Девочка так великолепно сыграла, что покоя от зрителей не было не только ей, но и другим создателям сериала. «Один мальчик писал, — вспоминает композитор Евгений Крылатов, — Вы мой самый любимый композитор, ваша музыка гениальна, удивительна и у меня большая просьба: «Дайте мне телефон Наташи Гусевой». А потом он стал журналистом, пришел ко мне брать интервью и мы долго вспоминали это хитрое письмо». А к Булычеву назойливые поклонники приходили даже домой. «Звонок в дверь. Стоит молодой человек лет 14, — улыбается Кира Сошинская. — Просит телефон Гусевой. Мы не даем, и тогда этот мальчишка говорит: «Но я могу и жениться, если что!».
После успеха фильма и алисоман
<a href=»https://www.segodnya.ua/news/14124820.html»>Источник</a>ии Арсенов экранизировал еще одну сказку «Лиловый шар», но, он не имел такого успеха, как первая часть. Сегодня у фильма существует несколько фанклубов. В конце 90-х фаны даже создали сайт «Миелофон». Именно его авторы инициировали открытие в Москве Аллеи Алисы Селезневой.
СУТУЛИЛАСЬ, ЧТОБЫ НЕ УЗНАВАЛИ
После премьеры ленты миллионы подростков влюбились в Алису, но терзали признаниями 12-летнюю Наталью Гусеву, ее сыгравшую: «Уже через неделю одноклассники стали соревноваться за право носить мой портфель. Письма к нам почтальон возил на тележке — по 400 в день. Мне просто нельзя было шагу спокойно ступить. Я даже сутулилась, носила очки, чтобы не узнавали». Гусева стала химиком. В 90-х вышла замуж за поклонника Дениса Мурашкевича, который познакомился с Наташей весьма оригинально — его друзья доставили Наталье домой «посылку с почты», в ней и находился Денис. У них родилась дочь Алеся. Больше 20 лет Гусева тщательно оберегала частную жизнь. Только в последние годы стала светиться: появилась на съемках новогодней передачи (2008 г.), озвучила мультфильм «День рождения Алисы — капитан звездолета» (2009 г.), дала несколько интервью.
«КОЛЯ ГЕРАСИМОВ» ПОГИБ В ОГНЕ
Алексей Фомкин (Коля Герасимов), в отличие от Гусевой, грезил актерством: пропускал школу, снимаясь в «Ералаше» и играя небольшие роли. В результате даже не получил школьный аттестат. Но с кино не сложилось — режиссеры в серьезные картины не звали. Фомкин начал пить, принимать наркотики. Когда уехал во Владимир лечиться, познакомился с будущей женой — казалось, что жизнь наладилась. Алексей даже стал писать стихи. Но 23 февраля 1996 года погиб (ему было 26) — сгорел в квартире друзей. Спаслись все, кроме него.
ПОДРУГИ УВИДЕЛИСЬ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ
Марьяна Ионесян (Юля Грибкова) больше в кино не снималась. В 1990-х уехала в США, работает бизнес-консультантом. С Натальей Гусевой они встретились через 20 лет на съемках одного из развлекательных ТВ-шоу.
УШЕЛ В СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС
Илья Наумов сыграл лучшего друга главного героя — Фиму Королева и больше о нем никто не слышал. До сих пор фанаты фильма пытаются найти о нем хоть какую-то информацию. Известно только, что Наумов работает в строительном бизнесе.
«РОБОТ ВЕРТЕР» ТЕПЕРЬ ДЕПУТАТ В МОСКОВСКОЙ ДУМЕ
Евгений Герасимов (Робот Вертер) стал известным после фильма «Петровка, 38», где сыграл главную роль. «Но я мечтал сняться в сказке, и когда Павел Арсенов предложил роль робота — согласился, — вспоминает Евгений Владимирович. — Мы решили создать кибера доброго, очеловечить его. Вместе с режиссером придумывали походку, фирменный смех, который потом стал популярным. Намучился я с костюмом, он был из спецматериалов, используемых в космической отрасли, без пуговиц и молний. Меня одевали несколько костюмеров и 12 часов я не мог его снимать, это было мучение, даже в туалет не сходить». Герасимов много снимался в кино (49 лент) и снимал сам (8, в том числе «Ричард Львиное Сердце»). 10 лет назад стал депутатом Московской городской Думы.
ВНАЧАЛЕ ПЛАНИРОВАЛСЯ МЮЗИКЛ
«Я всегда повторяю, что любой композитор, получив такие слова, как «Прекрасное далеко», написал бы свою лучшую песню. Но моя все равно была бы лучше», — смеется автор музыки к фильму Евгений Крылатов. Знаменитая мелодия родилась легко — всего за несколько часов. Проблемы возникли в студии: «Девочки из какого-то московского ансамбля целый день писали, старались, получилось вроде нормально. Но Арсенов горячился: «Нет, это не подходит. Тут души нет», и тогда в срочном порядке вызвали Татьяну Дасковскую, она уже давно работала в кино. Все в студии были очарованы, записали за 15 минут. А куда делся первый неудачный вариант песни — загадка».
Вначале планировалось написать 12 песен. Ставилась задача создать фантастический мюзикл. Для пиратов даже написали тексты, но режиссер передумал: «В результате прозвучала одна песня и только раз, но и этого оказалось достаточно, чтобы на следующий же день она попала на улицы. И несмотря на то, что я композитор и в кадре не присутствую, меня тоже узнают. Вот недавно в киоске два здоровых парня долго смотрели на меня, разглядывали, один другому говорит: «О, лесной олень» (Крылатов — автор еще одной популярной в 70-х песни «Лесной олень». — Авт.), а потом вдруг как затянут «Прекрасное далеко». Подошли, пожали руки: «Вот это настоящая музыка! Спасибо».