Что значит «достаточно?» – иллюзия роста и ограниченность экономики

0
410

В 1970-х годах в популярном тогда произведении Э. Ф. Шумахера «Малое — прекрасно» (1973), приводились убедительные доводы в пользу мелкого производства, удовлетворяющего потребности конкретных людей, основанного на деревнях, а не мегаполисах. Автор яростно критикует господствующую парадигму: «Современный человек ощущает себя не частью природы, а внешней силой, которой суждено господствовать над ней и покорять ее. Человек даже заявляет о “битве с природой”, забывая, что если он выиграет битву, то сам окажется проигравшим».

Шумахер разрушает миф о том, что мы обеспечили себя производством, не  различия  при этом “доход” и “капитал”. Кажется, что в большей части развитого мира общества стали богаче, но за счет эксплуатации ограниченного природного капитала космического корабля «Земля», такого как леса, рыбные запасы и подземные воды, уничтожая его запредельными темпами.

Безрассудно расходуя невосполнимые активы, стремясь к еще более интенсивному потреблению, а не сохранению остатков, мы относимся к капиталу как к доходу, что является ключевой ошибкой бухгалтерского учета. 

Еще в 1973 году Шумахер сказал:

«Сущность человека (так в оригинале) не может быть измерена валовым национальным продуктом». Он ссылается на «нашу неспособность… признать, что современная промышленная система… потребляет саму основу, на которой она была построена… она живет за счет незаменимого капитала, который она с радостью считает доходом».

Шумахер осмелился задать вопрос: «Что значит «достаточно?», вводя понятие о невозможности бесконечного роста на конечной планете:

«Изучение экономики слишком узко и слишком фрагментарно, чтобы привести к достоверным выводам, если оно не дополнено и не расширено изучением метаэкономики».

Он поддерживал буддийскую экономику с ее призывом к правильному образу жизни и пропагандой ненасилия и простоты. Буддизм одобряет освобождение, но не антагонистически:

«Не богатство стоит на пути к освобождению, а привязанность к богатству; не наслаждение приятными вещами, а страстное желание их». Он благоприятствует меньшему масштабу, среднему пути. Современная экономика не делает различий между возобновляемым и невозобновляемым, просто отдает предпочтение самому дешевому как самому прибыльному. «Сегодня мы страдаем от всеобщего поклонения гигантизму. Поэтому необходимо настаивать на достоинствах маленького».

Шумахер отстаивал важность настоящего образования и знаний. Он также подчеркивает важность земли, цитируя Тома Дейла и Вернона Гилла Картера из 1955 года в «Верхнем слое почвы и цивилизации»:

«Цивилизованный человек почти всегда мог на время стать хозяином своего окружения. Главные беды исходили от его иллюзий, что это временное господство было постоянным. Он считал себя «хозяином мира», не понимая до конца законов природы… Пытаясь обойти законы природы, он обычно разрушает природную среду, которая является основой жизни. И когда его окружающая среда деградирует, цивилизация приходит в упадок».

Шумахер содрогнулся при мысли о мире, независимом от природы, с синтезированной пищей, подчеркнув тот факт, что многие горожане уже живут практически в «азоической» среде. Он описывает безумие атомной энергетики, производящей отходы, которые нужно сохранять в течение десятков тысяч лет.

Добавить комментарий