Еще Адам Смит предостерегал от отупляющего воздействия массового производства (и социальных сетей):
“Но умственные способности и развитие большой части людей необходимо складываются в соответствии с их обычными занятиями. Человек, вся жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций… обыкновенно становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо», – а затем предсказывает затухание достоинств рабочего класса, «если только правительство не прилагает усилий для предотвращения этого”.
“… Оцепенение его ума делает его не только неспособным получать удовольствие или участвовать в каком-либо осмысленном разговоре, но и испытывать какие-либо великодушные, благородные или нежные чувства и, следовательно, составлять справедливое суждение о многих даже об обычных обязанностях личной жизни. О великих и разнообразных интересах своей страны он совершенно не способен судить, и, если не были предприняты особые усилия, чтобы сделать его иначе, он точно так же неспособен защитить свою страну в войне.”
Иными словами – плохо быть тупым. Поработав в 15-ти летнем возрасте токарем на комбайновом заводе, я буквально физически почувствовал, что тупею. И решил сменить профессию.
Те, кто действительно читал Адама Смита, с одной стороны не позволят себе тупеть. А с другой – намеренно будут отуплять других с целью их последующей эксплуатации.
Именно поэтому в мире сложилась такая странная модель: капитализм и “либерализм” для масс. И “социализм” для богатой верхушки. (1) (2) (3)