В отличии от Грузии, Стамбул в котором я всегда хотел побывать, разочаровывает с первого дня. Сначала впечатление испортил водитель, который подвозил к отелю (трансфер включен в стоимость). Как оказалось, есть два отеля с похожими названиями. И впервой попытке доставил не к тому отелю. Пришлось везти через пробки в другой. «Дайте на кофе 12 лир», я ж вас повез фактически повторно. Ну ок.
Карточку Turkcell с каменным лицом продали в 3 раза дороже (прайс я увидел потом), вместо 50 заплатил 150 лир.

Сам по себе Стамбул — большой, шумный, достаточно грязный. 16 миллионов жителей официально. А неофициально — на пару миллионов больше. Сильно застроенный и засранный рекламой. Много туристов. Улицы похожи на один большой базар. Продажа автошин, торговые моллы и киоски с шаурмой, недострои и руины — всё в одном ряду.
Отель попался неудачный. Хоть и 5*, далеко от старого города, на каком-то центральном проспекте. Шум от транспорта, пения муэдзинов. На светофоры тут вообще не обращают внимания.

В Турции я второй раз, но меня снова пытаются обуть на каждом шагу. Завтра выполним программу по Стамбулу, может что-то хорошее найду и больше я сюда не приеду.

Оно может и ничего, если сидеть в отеле на побережье, но я приезжаю в другие места земного шара чтобы почувствовать страну, чему-то научиться, сделать выводы. Турция — это дискомфорт и хаос. Последний раз тут был примерно 7 лет назад и по ощущениям она стала намного менее дружественной к туристу.

По разговорам местных, из светской страна превращается в религиозную. Эрдоган делает прямо противоположное Ататюрку, реформы которого поставили страну на путь прогресса. Идеология, выдвинутая Кемалем и получившая наименование кемализма, доныне считается официальной идеологией Турецкой республики. Она включала в себя 6 пунктов, впоследствии закреплённых в конституции 1937 года:

  • народность;
  • республиканизм;
  • национализм;
  • светскость;
  • этатизм (государственный контроль в экономике);
  • реформизм.

Последний этап реформ прошёл в 1935 г., когда религия была отделена от государства, государство стало светским и демократическим, окончательно провозглашалась республика, а также суверенитет Турции над всеми территориями, которые страна контролирует и по сей день. Ислам перестал быть государственной религией Турции. Учреждался однопалатный парламент (меджлис). Конституция провозглашала принципы национализма, утверждая напрямую, что национализм «материально и духовно присутствует в республике». Базовыми принципами конституции стали лаицизм, социальное равенство, равенство всех граждан перед законом и неделимость Турецкой республики и турецкого народа. Турецкая республика объявлялась унитарным национальным государством, базирующимся на принципах светской демократии.

Сегодня страна превращается в султанат, и откатывается к религиозной державе из-за взятого Эрдоганом курса на исламизацию страны.

За 10 лет по свидетельству местных жителей, число женщин в хиджабах и паранже увеличилось в разы.

«Мы за него не голосуем, но его все равно выбирают»

Все недовольные Эрдоганом указывают на все более жестокий облик выстроенной им системы авторитарной власти, все сильнее вторгающейся с религиозной проповедью и политическими репрессиями в каждую сферу общественной жизни – на фоне растущей безработицы (более 12 процентов), коррупции, инфляции, эмиграции из Турции ее самых перспективных и производительных граждан, а также массы нерешенных проблем в отношениях с соседними странами и ведущими мировыми державами.

Недоверие к финансовой системе собственной страны хорошо характеризует данная диаграмма.

И да — тут возят детей без автокресел, на руках на переднем сиденьи. Дикари! Из-за этого, наверное, их и не взяли в ЄС.

Мои предыдущие заметки о Турции
http://bit.ly/2KKvIzC
http://bit.ly/2D5A5ks

В Турции натурального кофе еспрессо почти нет. Если попросите еспрессо, вам нальют крепкий растворимый, из автомата. Turkish coffee варят далеко не везде.

Пива в кафе нет. Алкоголя в магазинах нет вообще. Нам это удивительно, но как-то люди тут выживают!

В России — царь. В Беларуси — царь. В Украине — феодалы. В Турции — султан, уверенно смотрят в будущее. Пока
мир катится в средневековье, уничтожая планету и размахивая теперь уже ядерными дубинками…

Мудрость султана Мехмеда Фатиха (завоевателя) которому на момент захвата Константинополя было 21 год, проявилась не только в военном искусстве. А в том, как он принимал важные решения. Захват Константинополя был священной целью для мусульман и очень непростым делом. Осознавая это, Мехмед начал с совета, на который собрал военачальников, религиозных лидеров, советников и ученых. Он не считал себя умнее всех, хотя 21 год — горячий возраст + неограниченная власть вполне могли послужить основой для необдуманных решений. Как это контрастирует с правителями современности, с тем, которому 41 и «он не лох», а в принятии решений довольствуется личным опытом и компетенцией «Богданов».

И еще один интересный факт. Именно благодаря Мехмеду, Константинопольский патриархат в свое время не прекратил свое существование. Хотя тогда уже Константинополь отпал в раскол: В октябре (по другим данным — в ноябре) 1452 года в Константинополь с небольшим отрядом лучников прибыл папский легат Исидор, подписавший в соборе Святой Софии новое соглашение, которое подтвердило Флорентийскую унию. После того как Исидор отслужил в главном православном храме города мессу по католическому обряду (12 декабря 1452 года), страсти ещё более накалились. Константинополь охватили массовые волнения, толпы возбуждённых популярным в народе богословом Геннадием горожан и монахов стали угрожать расправой сторонникам унии и католикам, а собор Святой Софии опустел как осквернённый.

После захвата Константинополя Мехмед Фатих созвал в свой дворец итальянских гуманистов и греческих ученых и был единственным, кто встал на защиту ортодоксального православия. Кроме того, Патриарх занимал положение равное по уровню визирю. Султан Мехмед попросил Патриарха Геннадия II написать книгу о принципах христианской веры и перевести ее на оттоманский турецкий язык.

Христианам было дано право сохранить свою веру. В Стамбул потянулись вереницы людей и телег: турок, арабов, греков. Мехмед II наладил связи с духовными лицами, настоятелями и руководителями христианских церквей и миссий. Немусульманское население делилось на общины — «миллеты». Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри государства, во главе общины стоял патриарх Константинопольский греческой православной церкви, ответственный перед султаном. При Мехмеде II патриархом был избран Геннадий с резиденцией в монастыре Паммакаристе. Он получил фирман – султанский указ, гарантировавший патриарху личную неприкосновенность, уважение его сана, освобождение его и подчинявшихся ему епископов от обложения какими-либо налогами и податями на вечные времена.

Т.е. это идет в полный разрыв с логикой современных «реформаторов» церкви, которые декларируют «Одна держава — одна церква». Мехмед не только не уничтожил церковь «неверных» с враждебной идеологией, но дал ей привелегии и разрешил мирно существовать. А раскольнический Константинопольский патриархат, который налево и направо сегодня выписывает «томосы», раздавая » церковную независимость», невозмутимо продолжил свое существование до нынешних времен на территории «державы-агрессора».

На фото, один из стендов, даровавший свободу вероисповедания христианам и представителям других религий. После этого указа, греки, византийцы, которые покинули Константинополь, начали возвращаться в город.

Мехмед понимал то, что не в состоянии понять современные правители: что главное богатство государства — это ЛЮДИ.

«Главнейшая добродетель — это справедливость. А мудрость всегда должна брать верх над силой.» — Из наставлений юному султану Мехмеду, завоевателю Константинополя». Каким должен быть правитель. При завоевании Константинополя ему был 21 год.

Египетский рынок

Торговаться я не умею и не люблю. Я убежден, что нужно платить справедливую цену за труд. И всегда это делаю. А продавцам всегда выставлять такую цену. Если ты завышаешь цену в 3 раза — ты мошенник. Обмануть можно один раз, и больше к тебе не вернуться.

Я понял, как это неприятно, когда в магазинчиках Египта нам делали скидку в 2-3 раза, а потом в аэропорту в Хургаде, мы обнаружили что те же сувениры стоят еще вдвое дешевле.
Помню от Сфинкса до автобуса за нами телепался египетский мальчик, который предлагал купить какую-то статуэтку. Пока он дошел до конца пути, цена с 30 долларов упала в 6 раз. Нам просто не нужна была статуэтка.

Маркер того, что тебя скорее всего обуют — отсутствие ценника на товаре. В Турции меня обманули даже на бутилированной воде в небольшом магазинчике. Мелочь, но сам факт.

Когда я прочитал, что на Египетском базаре и Гранд базаре надо отчаянно торговаться, чтобы опустить цену в 2-3 раза, я просто туда не пошел. «Торгуйтесь до предела!» Для кого-то может это прикольная игра, но мне она не нравится. Вот люди так и пишут в отзывах — «На самом базаре ничего не покупайте. выходите за территорию, на соседних улочках все в несколько раз дешевле». Есть страшные отзывы, когда продавцы буквально шантажировали посетителей «мы на вас только времени потратили, а вы ничего не берете»! Вынуждая или переплачивать или брать ненужное.

Современные технологии — это конечно и слежка, и впаривание рекламы, но на другом конце они несут и много позитива: можно сразу откинуть бессмысленные и неинтересные локации, а также поучиться на чужих ошибках из отзывов. Как испортить бизнес себе и другим — прекрасный пример египетского базара в Стамбуле. Одного обманули, второго обвесили, третьему нахамили — и всё это нашло отражение в отзывах. Через время глядишь — топлы туристов ходят мимо тебя, но ничего не покупают. Ради чего старался? А что в результате получил? Как легко в современном мире испортить себе карму и получить воздаяние уже в этой жизни, а не в следующей. Благодаря Гуглу и социально ответственным посетителям…

Еда

Познавать страну и культуру можно не только через архитектуру и искусство, но и через кулинарные традиции. Посетил ресторан, где готовят кебабы по рецепту 400- летней давности. Заведение известное. В часы пик тут очереди! Аутентичный интерьер. И, как и 400 лет назад, тут принимают к оплате только наличные 🙂
Цены, на удивление, умеренные. Хотя могли бы и задрать.

Tarihi Sultanahmet Halkın Köftecisi

Гугл-переводчик активно использовался для визуального перевода надписей с турецкого. Работает отлично

Айа София и крещение княгини Ольги

Княгиня Ольга приняла крещение в 957 г. в столице всего христианского мира Константинополе при участии в церемонии патриарха и императора. Сделала она это для того, чтобы акт ее крещения был публичным и имел важное международное значение. Приняв христианство, Ольга встала в один ряд с правителями других европейских стран и подняла престиж своей власти.

К сожалению, ей не удалось крестить Древнерусское государство. Сделал это ее внук Владимир, которого она с детских лет воспитывала.

Та самая купель в Айя Софии (Константинополь), где крестили равноапостольную княгиню Ольгу. Врата из ливанского кедра, через которые она входила.

Храм Aya Sofya, Византия, построен за 5 лет.

Ольга — княгиня, правившая Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство, святая равноапостольная Русской православной церкви.

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение к первому правителю Руси, принявшему крещение:
« Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет» (далее — ПВЛ), Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска». По мнению учёных, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века.

Добавить комментарий