“Я Москву не крестил”…

0
1911

Конечно не крестил, потому что это таинство имеют право совершать только епископат, а не правители. Выступал инициатором – это да.

История возникновения Московского патриархата.

Вчера имел беседу с раскольниками – ряжеными “попами” Киевского патриархата, которые безапелляционно заявили, что Московский патриархат тоже 140 лет не признавали.

Разрыв русской церкви с Костантинополем был не прихотью и гордыней, и не желанием прибрать к рукам церковную казну как в случае с раскольником Филаретом. А принятием в Константинополе Унии (латинства), что являлось ересью.

Я Москву не крестил

Византийская церковь после политического падения Византии ушла в раскол. Католическая церковь предлагала военную помощь в обмен на унию – единение церквей с признанием верховенства папы римского. Византийские императоры дважды были готовы пойти на эту сделку, в том числе и в 1439 г. Уния подписывалась, но основная часть населения отказывалась принять ее. Это стало причиной возникновения Московского патриархата.

Ввиду упадка значения Киева как политического центра после его разгрома татаро-монголами (1240), в 1299 году Киевский митрополит Максим перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме; в конце 1325 года местопребыванием Киевских митрополитов стала Москва. В период Ордынского господства русское духовенство пользовалось значительными имущественными и иммунитетными привилегиями.

В 1441 году митрополит Исидор по прибытии в Москву с Флорентийского Собора отслужил литургию, на которой помянул папу римского Евгения IV, а также зачитал документ об Унии. Сразу же после этого по приказу великого князя Василия II (Тёмного) он был взят под стражу, но впоследствии бежал.

Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве начала вызревать идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным государственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени самого Вселенского Патриарха Иеремии II.

В 1589—1593 годах Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и формальное признание автокефалии от восточных патриархов.

После смерти митр. Фотия (1431) вспыхнула междоусобная война. Обстановка этим так усложнилась, что только через два года мог собраться собор (1433) русских святителей, на котором митрополитом был избран рязанский епископ Иона.
Иона поехал в Константинополь, но по дороге разъехался с другим митрополитом, Исидором, посланным на Русь. Ионе обещали митрополию после Исидора. Исидор назначен был под нажимом императора; он должен был провести в Русской Церкви унию с Римом. Исидор, в качестве русского митрополита, поехал во Флоренцию на собор, где (в 1439 г.) подписал Флорентийскую унию от Русской Церкви.
Папа Евгений IV сделал его за это кардиналом. Когда Исидор вернулся и Москву и за богослужением начал поминать папу вместо патриарха, а также прочел акт унии, великий князь при всех назвал его латинским прелестником, волком и посадил под стражу.
В 1441 г. собор русских епископов осудил Исидора за измену православию, но Исидор “ушел бездверно”.
После свержения Исидора вел. князь Василий Темный послал посольство к патриарху с прошением о поставлении Ионы, но узнав, что греки приняли унию, воротил свое посольство. Поставление митрополита затянулось по причине междоусобицы, сопровождавшейся большими жестокостями, пленом и даже ослеплением Василия одним из его двоюродных братьев Димитрием Шемякой. Последний, домогавшийся великокняжеского престола, завладел было Москвой, но Иона и духовенство поддерживали Василия. И лишь в 1448 г. собирается собор в Москве, который решил самим поставить в митрополиты Иону, а патриарха известить грамотой. Иона, наконец, был поставлен в митрополиты.
С этого времени митрополиты поставляются самостоятельно, и с 1448 года считается начало автокефалии Русской Церкви.

Как видите, в Константинополе приняли унию (т.е. стали католиками с православными обрядами) ради спасения империи (о-о-о-о, история Ферраро-Флорентийского собора – отдельная история), у кого же брать благословение на митрополию? У католического иерарха (коим на тот момент являлся Константинопольский патриарх)?

Что, в 1992 г. (время начала филаретовского раскола) патриарх Алексий подписал с католиками унию? Нет.
Да и история возникновения УПЦ КП – настоящий цирк (см. книгу К истории автокефального и филаретовского расколов).

О введении патриаршества на Руси (в 1589). Это было сделано с согласия всех восточных патриархов:
В 1586 году прибыл в Москву за милостыней Антиохийский патриарх ИОАКИМ; это был первый случай приезда в Москву одного из патриархов. Воспользовавшись его приездом, сын Ивана Грозного Феодор Иванович (1584-1598) на совете бояр и духовенства предложил решительную мысль об учреждении в России патриаршества. Мысль эта была всеми одобрена. Иоаким тоже одобрил ее, но заметил, что для исполнения ее нужно согласие всех восточных патриархов.
В 1588 г. в Москву прибыл Константинопольский патриарх Иеремия II. Русские поспешили воспользоваться его приездом и опять заявили о своей мысли учредить патриаршество. Вначале царь предложил патриарший престол самому Иеремии, с тем только условием, чтобы он жил не в Москве, а во Владимире, но восточный иерарх отказался. Тогда уже прямо предложили ему поставить патриархом первосвятителя Русской Церкви митр. Иова.
Торжество поставления совершилось в конце января 1589 года. При отъезде из Москвы Иеремия оставил здесь уложенную грамоту об учреждении им патриаршества и обещал по возвращении на Восток провести это дело через собор восточных иерархов. Собор состоялся в Константинополе в 1590 году, но так как на нем не было патриарха Александрийского Мелетия Пигаса, а между тем в Москве сделалось известно, что этот влиятельный патриарх не одобряет действий патриарха Иеремии в Москве, то собор был созван в Константинополе снова в 1593 году с участием и Мелетия: Русское патриаршество было утверждено с назначением для нового патриарха пятого места, после Иерусалимского; право поставления московских патриархов предоставлено вполне собору местных епископов.

И хотя история Московского патриархата берет начало в Киеве, вряд ли “раскольников” устроит, если “московский” просто переименуют в “киевский” – им нужен свой! Пойдет речь о церковных деньгах, которые, якобы, собираются с верующих Украины и полноводной рекой плывут в Москву. Они даже не слышат собственного “патриарха“, который уже лично утверждает, что Украинская православная церковь (Московского патриархата) – полностью независима от Москвы.

И самое главное – что обеспокоенность “зависимостью” украинского православия от Москвы сильнее всего проявляют те, кто далек от христианства в целом и церковной жизни в частности…

Добавить комментарий