Почему от изменения климата нет убежища

0
459

Соединенное Королевство импортирует почти половину потребляемых продуктов питания, и в случае нарушения цепочек поставок голод станет реальностью, особенно в зимние месяцы. То же самое касается Ирландии, которая импортирует колоссальные 80 процентов своего продовольствия. Даже Австралия и Новая Зеландия (15 и 20 процентов соответственно) быстро столкнутся с проблемами, если цепочки поставок рухнут.

Разрушение цепочки поставок — реальная угроза, которая может случится быстрее климатических катастроф, экономической нестабильности и социальных потрясений. Авторы исследования признают это в отноении «возобновляемой» энергии и тратят целый абзац на обсуждение этой уязвимости.

«Высокотехнологичные системы, такие как электрические сети, зависят от технических знаний и физических компонентов, обеспечение которых осуществляется узкоспециализированным производство м через глобальные цепочки поставок (что является ключевой уязвимостью)».

Что показала феноменальная статья Джона Гауди в рецензируемом журнале Futures. Цивилизации нужен стабильный климат, а стабильный климат теперь в прошлом. Следовательно, и цивилизация скоро уйдет в прошлое.

«Земная система (известная как «Гея») представляет собой саморегулирующийся механизм, и наблюдаемые сдвиги в поведении земных систем могут быть проявлением уравновешивающих обратных связей, возникающих в результате сильного и растущего возмущения в результате деятельности человека. Они могут [так в оригинале] иметь потенциал для фундаментального подрыва основанной на сельском хозяйстве цивилизации, которая процветала в благоприятных условиях голоцена».

Цивилизация (в ее различных итерациях) неуклонно усиливала свой контроль над Природой в течение периода, охватывающего эти невероятно стабильные климатические условия, и этот контроль экспоненциально усилился за последние два столетия. Но, как пишет Джозеф Тейнтер в своем выдающемся труде «Крах сложных обществ», закон убывающей отдачи срабатывает безотказно. Закон убывающей отдачи гласит, что по мере развития общества оно будет получать все меньше «отдачи от вложенных средств». Общество обнаружит, что использует все больше ресурсов, например, просто для того, чтобы не допустить стагнации экономического роста — до тех пор, пока он не достигнет точки, в которой, независимо от того, сколько ресурсов вы потребляете, рост начнет снижаться. Излишне говорить, что мы очень близки к этому моменту сейчас.

Цивилизованные общества редко учатся на своих ошибках (по причине присущего им высокомерия), поэтому никто всерьез не предполагает другой подход. Единственный путь, по которому может двигаться эта культура, — это идти вперед (буквальное применение Мифа о прогрессе к культурным изменениям), делая еще больше того, что она делала успешно до этого. Если усиление контроля над Миром Природы привело к «высочайшему уровню жизни» (согласно тавтологическим стандартам, которые устанавливает для себя господствующая культура), то единственная возможность — это еще больше усилить контроль: попытка контролировать глобальный климат сам по себе является текущим предложением среди элит, хотя большинство из них не осмеливается публично подтвердить это (пока).

Учитывая, что разрушение климата неизбежно приведет к окончательному краху глобальной цивилизации — то, что авторы исследования неоднократно деликатно назвали «событием примитивизации»

Устойчивым общество делает не уровень денежного достатка, инфраструктуры и общего «развития», а культурные свойства, которые обычно встречаются на Глобальном Юге: тесные родовые связи, небольшие сообщества, сосредоточенные вокруг деревни, короткие цепочки поставок, разнообразные стратегии существования, знание сельского хозяйства, скотоводства, собирательства, гончарного дела, ткачества, строительства из природных материалов, лечения травами и других основных навыков выживания функционирующих местных сообществ.

Так откуда же у Глобального Севера ложное чувство безопасности? Почему так много людей считают, что Запад останется относительно невредимым? Возможно, причина кроется в присущем ему шовинизме: западное общество в целом остается достаточно невежественным, отвергая идею что оно может чему-то научиться у обществ, которые оно считает «менее сложными», «менее развитыми» или иным образом неполноценными. Безусловно, это вершина социальной эволюции, и если кого и коснется, то только не техно-индустриальные эпицентры «культуры» и «инноваций».

Но Запад велик только в историях, которые он рассказывает о себе; правда куда менее лестна. Он занял свое место в глобальной иерархии посредством лжи, обмана, подкупа, эксплуатации, воровства, вымогательства, изнасилований, пыток, убийств, тирании, геноцида, уничтожения и экологическое разрушения в поистине эпических масштабах. Его величайшее достижение — образ жизни, настолько безнадежно зависящий от ископаемого топлива и других невозобновляемых ресурсов (и, следовательно, от разрушения биосферы), что любая попытка сделать его устойчивым становится сизифовым вызовом, обреченным на провал, как раз тогда, когда кажется, что победа не за горами.

Запад считает себя выше, потому что выигрывает в игре, правила которой написал сам, а истина очевидна для всех: они такие же люди, как и все — ибо прах ты и в прах возвратишься.

Но если бы мне пришлось решать, я бы предпочел пережить климатический кризис в обществе, которое ранее переживало трудности и, таким образом, осознало, что традиционные системы гораздо более устойчивы, чем образ жизни с высокой отдачей. Я предпочел бы жить в обществе, помнящем времена до избытка ископаемого топлива, вызвавшего этот беспорядок, в месте, где любимым занятием людей является охота, рыбалка, собирательство и сон, и где возле каждого дом есть небольшой, многоуровневый сад на заднем дворе. И хотя грядущие вызовы затронут всех, наилучшие шансы на выживание будут именно у таких сообществ, а не у мягкотелых, безродных, с ослабленным иммунитетом, гипер-социализированных, одомашненных западных горожан, зависящих от глобальной экономики в удовлетворении всех их потребностей и желаний.

Если вы принадлежите к последней категории – будьте осторожны. Вот почему я переехал из Центральной Европы в тропики Юго-Восточной Азии. Тогда это казалось смелым шагом, но это может оказаться лучшим решением, которое я когда-либо принимал. По крайней мере, на Глобальном Юге все еще возможна простая жизнь, и даже если все наши усилия окажутся тщетными, я лучше проведу свои последние годы, ухаживая за своим маленьким садом в джунглях, чем в какой-нибудь офисной конторе или на потогонной фабрике. Вам не обязательно переезжать в тропики, но я советую выбираться из города как можно скорее. Что бы ни пришло после цивилизации, оно возникнет не в городах. Ни правительства, ни Гринпис вас не спасут, все только в ваших руках. Попробуйте, во что бы то ни стало, пригласите единомышленников и попытайтесь создать альтернативный образ жизни — я буду рад, если вы докажете, что я не прав, и поможете построить по-настоящему устойчивую культуру в центре Европы или Северной Америке, независимую (и невосприимчивую) к доминирующей системе, способной выдержать климатические катаклизмы и беспрецедентные социальные потрясения! Может у вас и получится.

В любом случае, я отказываюсь верить, что Запад выйдет невредимым из бурлящего катаклизма, который он навлек на этот мир. Как я часто говорю в своих статьях, в конце концов вы пожнете то, что посеяли.

Добавить комментарий