Не слишком ли высокая цена прогресса?

0
704

Прекрасный обзор книги, опубликованный в официальном издании Национального Банка Украины  Польши – Obserwator Finansowy. Такие статьи призывают польских граждан задуматься над глубокими смыслами, выходящими за рамки кредита МВФ, “свободного рынка”, бесконечного роста ВВП, ссудного процента и необходимости создания рабочих мест. О том, что либерализм (в переводе – стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством) – это, по факту, циничная и бессовестная подмена понятия, скрывающее позорное современное явление – зарплатное рабство, прикрытое фиговым листочком фальшивых ценностей цивилизации.

Когда папуасские племена из Новой Гвинеи посетили Лондон в 2011 году, они не могли поверить, что лондонцы работали по 9-10 часов в день только для того, чтобы выплатить свой кредит за жилье. Действительно ли подобный образ жизни большинства людей в современных богатых странах является достижением цивилизации?

Этот вопрос задает Кристофер Райан в своей книге «Цивилизованные до смерти: цена прогресса». Как описывает автор публикации (ее польское название – «Цивилизованные до смерти: цена прогресса»), в 2011 году режиссер, работавший на BBC, Джонни Хьюз, снимал фильм о племени охотников-собирателей, живущих в отдаленных районах Папуа-Новой Гвинеи. В какой-то момент ему пришла в голову идея пригласить членов племени посетить Великобританию. Боссы Хьюза согласились профинансировать экспедицию, считая, что отснятый материал сделает фильм очень привлекательным. Однако Хьюз до конца сомневался, было ли это хорошей идеей.

Он боялся, что народ Папуа-Новой Гвинеи, увидев «цивилизацию» богатого современного государства, может больше не захотеть вернуться к своему прежнему образу жизни. В конце концов, это были люди, которые – по нашим меркам – жили в крайне примитивных условиях без холодильников, современной медицины, телевидения и компьютеров.

Однако в конце концов визит состоялся, и его ход стал полной неожиданностью для всех британцев, которые сопровождали членов племени в этой поездке. Итак, их принимала семья, где отец – Марк – уходил на работу в 7 утра и возвращался в 7 вечера. Папуасы были в недоумении. Они спросили его: «Зачем ты это делаешь? Почему вы каждый день выходите из дома и не видите людей, которые вам дороги больше всего? В этом нет никакого смысла! »

Марк уходил на работу в 7 утра и возвращался в 7 вечера. Папуасы были в недоумении. Они спросили его: «Зачем ты это делаешь? Почему вы каждый день выходите из дома и не видите людей, которые вам дороги больше всего? В этом нет никакого смысла! »

Марк объяснил, что вынужден был это сделать, потому что у него была ссуда на покупку квартиры. Они  спросили: «Как долго вы будете это делать, чтобы выплатить долг?» Когда он ответил, что 25-летние папуасы посмотрели на него с сочувствием и объяснили, что когда одному из них нужна крыша над головой, жители деревни объединяются через несколько недель и строят для него дом.

Были и другие примеры «проблем», с которыми сталкиваются представители «цивилизованного» мира, решения которых у папуасов были готовы и проверены тысячелетиями. Например, представители племен, живущие как охотники-собиратели, обычно работают по 3-4 часа в день. За исключением того, что это не работа в понимании гражданина Европы. У многих из этих племен вообще нет слова «работа», которое означало бы деятельность, совершаемую ради еды, что является противоположностью досуга.

Все, что делают члены племени, тесно связано с функционированием сообщества. Дети «играют» в охоту, собирают растения и делают инструменты по мере взросления, они плавно переходят, например, от игры к охоте, но это никогда не перестает быть забавой. Не бывает так, чтобы кто-то ничего не делал и «паразитировал» на «работе» других членов племени, потому что то, что мы понимаем под работой у папуасов, очень приятное, увлекательное и объединяющее, потому что оно выполняется в компании близких людей.

Поэтому, если бы кто-то не принимал участия в общественной работе, он наказывал бы себя больше, чем других. Племена охотников-собирателей также очень равноправны. Не только потому, что не используют деньги. Просто не имеет смысла копить вещи и припасы, если вы регулярно переезжаете с места на место. Более успешный охотник не стал бы богаче других, даже если бы захотел оставить всю добычу себе.

Между тем, поделившись со своими соплеменниками, он может рассчитывать на аналогичную щедрость, когда ему не так повезет. Автор книги описывает, как член африканского племени сказал своей жене, что «лучшее место для лишней еды – живот моего друга». Кто-то возразит, что такая «община» может быть успешной, но благодаря достижениям цивилизации мы живем дольше и здоровее. А вы уверены?

Автор очень убедительно показывает, что большинство болезней, с которыми мы боремся, и особенно самые опасные, – это болезни цивилизации, возникшие в результате именно такого образа жизни. Например, когда в 1894 году в Лондоне состоялось шоу Буффало Билла «Дикий Запад», наибольшее впечатление на британцев произвели зубы индейцев. Хотя половина из них были старше 40 лет и старше, у них не только не было отсутствующих зубов, но и кариеса.

В 1930-х годах дантист Уэстон Прайс посетил племена охотников-собирателей по всему миру и отметил, что проблемы с зубами начались, когда они перешли с традиционного питания на диеты «цивилизованных» людей, основанные, в частности, на на крупах. Автор приводит еще много подобных фактов.

Достаточно сказать, что побывавшие в Лондоне папуасы не только не завидовали образу жизни жителей лондона, но и заставляли их задуматься, чей образ жизни лучше. История с папуасами в Лондоне – не одинокий случай. Автор приводит много похожих, в т.ч. записки одного из основателей США Бенджамина Франклина, отмечавшего, что воспитанные среди «белых» индейцы возвращались к своим при первой же возможности.

Более того, по его словам, дети поселенцев, которые были похищены индейцами, после их спасения «за короткое время почувствовали отвращение к нашему образу жизни и трудностям, необходимым для его поддержания, при первой возможности возвращались на лоно природы”. Райан отмечает, что история нашей цивилизации – это каких-то 10000 лет, совсем небольшой промежуток истории человечества, когда мы перешли к жизни в одном месте, возделываем землю и разводим животных.

Автор не предлагает отказаться от образа жизни и вернуться к охоте и жизни в лесу. Скорее, ЭТО размышлениях о том, как мы тратим огромные богатства, создаваемые современной экономикой.

95 процентов всей истории человечества мы жили как охотники-собиратели группами не более 150 человек. Конечно, автор не предлагает нам отказаться от образа жизни и вернуться к охоте и жизни в лесу. Скорее, речь о том, как мы тратим огромные богатства, создаваемые современной экономикой.

У нас есть больше вещей десятилетие за десятилетием, большие квартиры, более красивые автомобили, но мы по-прежнему не меняем образ жизни, сформированный во времена, когда ВВП был на уровне 10-20% от сегодняшнего. Еще в 1932 году философ Бернан Рассел заметил, что рабочая сила, мобилизованная для Первой мировой войны, де-факто никогда не была демобилизована. По его мнению, это связано с тем, что «идея о том, что у бедных должно быть свободное время, всегда шокировала богатых».

«Civilized to Death» – еще одна книга, привлекающее внимание к проблеме тяжелой, часто неприятной и стрессовой работе, на которую соглашается большинство людей в современных богатых странах, чтобы обеспечить свое существование и крышу над головой – блага, которые бесплатно доступны тем, кто выбрал иной образ жизни.

Таким образом, основной посыл этой книги заключается в том, что нам не обязательно нужно работать все больше и больше, чтобы обеспечить себе и своим близким достойную жизнь, однако, как обществу, нам необходимо переосмыслить то, как и для чего мы работаем, и, возможно, поменять это. Я очень рекомендую эту книгу, особенно в тандеме с публикацией Дэвида Грэбера «Дерьмовая работа».

Добавить комментарий