Адам Смит никогда не использовал термин «невидимая рука» в оправдание свободного рынка

0
1247

Национальный банк Польши (через свое издание Obserwator Finansowy)
занимается просвещением граждан, ОБЪЯСНЯЯ ИМ ЧТО НЕТ НИКАКОГО “РЫНКА” и капитализм по сути ДЕСТРУКТИВЕН КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. И все что вам годами втирали либералы – это ложь и манипуляции. Стоит ли ждать чего-то подобного от неучей и временщиков нашего НБУ? Думаю, вопрос риторический…

Перевод статьи:

Среди двадцати самых ярких представителей классической экономики, помимо Адама Смита и Дэвида Рикардо, можно найти и очень удивительных людей – так говорится в книге журналиста-экономиста Каллума Уильямса «Классическая школа: рождение экономики в 20 просвещенных жизнях».

Среди упомянутых экономистов есть, например, Роза Люксембург, экономические концепции которой в настоящее время мало анализируются. На это указывает автор книги (польское название – «Классическая школа: рождение экономики в двадцати просвещенных биографиях»). По его мнению, стоит взглянуть на мысли этого экономиста. Что в них интересного?

В 1913 году она выпустила книгу «Накопление капитала». В нем она продемонстрировала, что капитализм может рухнуть в любой момент и смениться «варварством или социализмом». По какой причине капитализм прекратит существование? Она, как и Маркс, отмечает, что в процессе производства создается прибавочная стоимость, то есть то, что остается после оплаты затрат, в частности, на оплату труда рабочих.

Но капиталисты в своем стремлении к максимально прибыли платят рабочим как можно меньше, тем самым снижая их спрос на то, что они производят. По мнению экономиста, это приводит к тому, что накопление капитала становится невозможным. Итак, поскольку капиталисты эксплуатируют рабочих, они уничтожают возможности своего собственного развития. Как же тогда капитализм может приводить к экономическому росту?

Что ж, известные экономисты объясняют это увеличением производительности труда работников. Кроме того, инвестиционные расходы капиталистов – это еще одна форма спроса. Люксембург думала иначе. По ее мнению, все дело в «империализме и колониализме». Капиталисты убивают покупательную способность местных работников низкой заработной платой и поэтому должны искать выходы за пределы своей страны, чтобы обогащаться. Конечно, это не решило проблему в корне, но отложило ее решение на будущее.

Парадокс этой теории состоит в том, что развитие капитализма зависело от некапиталистических стран. Когда весь мир станет рынком для капиталистов, не останется места для экспансии, и дни капитализма будут сочтены. Автор отмечает, что даже сегодня в мире есть страны, которые нельзя считать капиталистическими. Таким образом, согласно теории, у “люксембургского” капитализма еще есть время, и еще слишком рано говорить однозначно, была ли она права или нет.

Но многие современные экономисты признают проблему снижения спроса. Лоуренс Саммерс, бывший главный экономист Всемирного банка, упоминает термин «вековая стагнация», комментируя ослабление экономического роста после кризиса 2008-2009 годов. Он использовался для описания процесса ослабления спроса в богатых странах по мере старения населения и увеличения его сбережений.

Растущее неравенство также не способствует экономическому росту, поскольку богатые сберегают больше, чем менее обеспеченные, и тратят меньше своих доходов.

Капитализм возник в какой-то момент истории и со временем рухнет

Конечно, ни один из традиционных экономистов не предлагает колониализм как способ повышения спроса, но они понимают, что капитализм менее стабилен, чем считали многие классические экономисты. Убежденная, что капитализм рухнет, Роза Люксембург в этом солидарна с Карлом Марксом. Любая политическая, социальная или экономическая система в истории рано или поздно заканчивалась. В 1300 году могло показаться, что феодализм преуспевает. Спустя сто лет, после эпидемии оспы, он скончался. У аристократии была огромная власть, отнятая у нее капиталистами. Почему с капитализмом должно быть по-другому? Он появился и в свое время исчезнет», – резюмирует автор книги.

Маркс видел конец капитализма в том, что в конечном итоге норма прибыли на капитал снизится. Она станет настолько низкой, что капиталистам будет невыгодно инвестировать. Чтобы противостоять этому, капиталисты снизят заработную плату рабочим. Согласно Марксу, некоторые капиталисты проиграют борьбу за прибыль и присоединятся к рабочему классу, который они еще недавно эксплуатировали. Условия труда станут настолько плохими, что рабочим будет «нечего терять, кроме цепей». И наступит революция.

Но Уильямс также анализирует мнение экономистов, считающихся защитниками капитализма, в первую очередь Адама Смита. Он широко известен как автор термина «невидимая рука рынка», который обычно понимается как восхваление знаменитого слогана из «Уолл-стрит» Оливье Стоуна «жадность – это хорошо». Между тем, этот термин встречается в его произведениях всего трижды и ни в одном из этих случаев не используется в этом смысле.

Нигде в своих работах Адам Смит не использовал термин «невидимая рука рынка» в том смысле, что свободный рынок ведет к наилучшему возможному результату

В «Истории астрономии» Смит использует «невидимую руку», чтобы высмеять наивность политеистических обществ. В «Теории нравственных чувств» «невидимая рука» используется в связи с привычками тратить деньги феодалов. Наконец, в «Богатстве народов» этот термин используется для иллюстрации модели, согласно которой держатели капитала предпочитают иметь капитал поблизости от места проживания (а не за границей), то есть там, где они могут наблюдать за ним. Так что нигде Адам Смит не использовал фразу «невидимая рука рынка» в том смысле, что свободный рынок дает наилучший возможный результат.

 

Добавить комментарий