Очередное покращення настигло частных предпринимателей. Теперь за сдачу налоговой отчетности им придется заплатить сумму, сопоставимую с размером ежемесячного налога. А ведь как все хорошо начиналось…
Система сдачи отчетности в электронном виде – это возможность организовать безбумажный документооборот (т.е. движение документов с момента их создания/получения до момента их завершения/отправки) между предприятиями всех форм собственности и государственными органами таким образом, чтобы он был защищенным и все документы внутри системы имели статус письменного доказательства.
Такие системы позволяют передавать налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде без дублирования на бумаге, используя обычный доступ к телекоммуникационным каналам связи, в том числе и Интернет.
С одной стороны, такая форма подачи отчетности имеет ряд преимуществ:
1. сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств выходного контроля (перед отправкой файлы отчетности проходят обязательный контроль на правильность заполнения в соответствии с требованиями формата);
2. большая экономия времени при сдаче отчетности;
3. своевременное обновление форм отчетности и средств контроля по электронной почте;
4. подтверждение доставки отчетности
Сдача электронной отчетости на Украине была введена несколько лет назад и создавалась вроде бы с благими намерениями – предприниматели экономили время, не стоя в очередях, а налоговая получала отчетность в удобной для дальнейшей работы форме. Сначала даже уговаривали переходить на сдачу отчетов через Интернет. Предприятия заключили договоры, получили ключи, несколько лет осуществляли сдачу отчетов через Интернет. И вдруг решили, что надо изменить ключи для шифрования отчетов. А для этого надо перезаключать договоры, купить программу у определенных (аккредитованных) ДПА фирм и ежегодно платить им за, так сказать, «за обслуживание».
В соответствии с п. 49.3 ст. 49 Кодекса налоговая декларация представляется по выбору налогоплательщика, если другое не предусмотрено Кодексом, одним из следующих способов:
а) лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
б) направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.
Проанализитровав законодательство, мы выяснили буквально следующее:
Обязательность представления налоговой отчетности в орган государственной налоговой службы исключительно в электронной форме введена только для налогоплательщиков, относящихся к крупным и средним предприятиям (п. 49.4 ст. 49 Кодекса). Все остальные плательщики могут направлять отчетность в электронной форме по собственному желанию.
Согласно ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины субъекты хозяйствования в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности за год могут принадлежать к субъектам малого, среднего или крупного предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Соответственно, предприниматель 3 группы даже при максимуме своих доходов в 3 млн. грн. и с 20 наемными работниками относится к субъектам малого предпринимательства.
Однако, налоговая принуждает всех переходить на сдачу отчетов в электронном виде. Как рассказала бухгалтер одного из частных предприятий Наталья, средства принуждения различны:
«Обычно штрафуют за подачу отчетности на бумажных носителях + не принимают отчетность, а потом выписывают штраф 170,00 грн., который уплачивается на расчетный счет единого налога без пометки о том, что это штраф. В указании назначение платежа пишут — «единый налог». Получается, что ты сам добровольно оплачиваешь этот единый налог. Более того — не оплатив его, ты не можешь получить бланк единого налога. Или отвечают в налоговой, что у них нет даже человека, который будет принимать бумажные отчеты.
А иногда банально запугивают, мол, «после принятия в бумажном виде мы вам устроим налоговую проверку», одним словом, мы вас задавим, умников. А кому нужны лишние проблемы? А иногда вообще ничего не отвечают, пожимают плечами и не берут отчет.»
Налоговая служба Украины на своем официальном сайте сообщила о том, что реализована возможность подписывать электронным ключом ЭЦП, бесплатно выдаваемым сертификационными центрами Миндоходов, отчеты во все контролирующие органы – Налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и Статистику. Это стало возможным благодаря использованию онлайн сервиса iFin, в котором есть возможность не только подписывать любые отчеты бесплатными ключами ЭЦП Миндоходов, но и бесплатно сдавать отчеты в любой контролирующий орган.
Однако, 27 августа 2013 г. от сервиса iFin было получено сообщение: «Введено получение квитанции-подтверждения по e-mail о сданных отчетах – только для платных пользователей. С 08.08.2013 года получение квитанций по электронной почте о сдаче отчета в контролирующие органы стало доступным только при покупке абонемента iFin.»
Без квитанций подтверждения (первая – налоговая получила отчет, вторая – налоговая приняла отчет) отчет не является сданным. Стоимость абонемента на 3 месяца = 280,00 грн., на 1 год = 1000,00 грн.
Было бесплатно – а теперь постоянный, регулярный сбор – и не в казну, а через свои фирмы, в чьи-то карманы. Налицо скрытое вымогательство. Явно кто-то приготовился обобрать 60–80% всех предпринимателей и юридических лиц (такое их количество сдает отчеты через Интернет), положить себе в карманы очень и очень приличные денежные средства.
Что же делать? Может, совсем отказаться от таких «добрых услуг» и продолжать работать по старинке: писать свои отчеты на бумаге?
Считаю необходимым проинформировать всех предпринимателей: электронная отчетность – сугубо добровольное дело. Никто не вправе заставить налогоплательщиков сдавать отчетность только в электронной форме.
Что касается требования ежегодно обновлять ключи, скажу так: ни в каком законе не установлен такой порядок. Это просто выгодно данной системе. Подобные меры выглядят как способ легко заработать деньги на предпринимателях, совершенно с ними не считаясь.
Вот несколько советов в свете данной проблемы:
- Не стоит бояться налоговиков на местах и подчиняться их незаконным требованиям. Нет закона, требующего представления отчетности только в электронной форме. Выбор за предпринимателем – оформлять отчетность на бумажных или электронных носителях.
- Стабильность – основа высоких результатов предпринимательской деятельности. Поэтому желательно, чтобы электронные ключи оставались неизменными и служили как можно больший срок. Это требование следует выдвигать и отстаивать на разных уровнях.
- Нельзя опускать руки, нужно активно писать обращения не только в ГНА Украины, но и в Госкомпредпринимательства, Кабмин. Объединяться и выступать всем месте от именно общественных организаций против кабальных условий.
Примерный алгоритм действий при отказе принять отчет в бумажной форме.
Вячеслав Горобец