Алексей Кущ пишет: Большая ответственность большого бизнеса за защиту страны.
Великая хартия вольностей, принятая в Англии в 13 веке установила очень важный принцип пропорциональности участия тех или иных сословий страны в несении службы:
«Никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него».
Простыми словами, чем больше земли у тебя в собственности, тем больше ты должен выставить воинов под своим рыцарским знаменем.
Феодалы присваивали землю, но платили за это своей жизнью.
Феодальные войны — это сражения рыцарей и тех воинов, которых они были обязаны нанять согласно владению земельными активами.
Нынешний формат землепользования можно назвать проявлением очень специфического неофеодализма: большой бизнес, лендлорды, владеют основной частью земельных активов страны, но защищать землю должны обычные граждане, многие из которых этой землей вообще не владеют.
Например, из 25 млн га пахотных земель в Украине, почти 16 млн распределены между крупными аграрными компаниями.
С 01 января откроется рынок земли и юридические лица смогу покупать по 10 тыс га. Имея десяток «ручных» компаний, можно концентрировать банк земли в размере 100 тыс га!
Кроме того, крупные аграрные компании при экспорте зерна получали от государства колоссальные суммы возмещения НДС.
Возьмем предвоенный месяц — январь 2022 года:
Суммарно — 5,5 млрд грн в месяц. По тому курсу — примерно 200 млн дол.
Кто же выгодополучатель?
1. «Дельта Вилмар Украина» — участник транснациональной группы Wilmar International.
В январе 2022 года она поулчила 268 грн бюджетного возмещения НДС.
2. Компания OLAM International Ltd. — транснациональный трейдер.
Получила 278 млн грн.
3. Компания Louis Dreyfus (штаб-квартира — Амстердам, Нидерланды), крупнейший международный трейдер.
Получил 399 млн грн.
4. Каргилл — крупнейшая зерновая компания США.
Получила 412 млн грн.
5. Сантрейд (группа Бунге) — входит в десятку мировых зернотрейдеров, штаб-квартира материнки — в США.
Получила 459 млн грн.
6. Archer Daniels Midland Company (ADM) — международная агропромышленная корпорация. Материнка — в США.
Получила 590 млн грн.
7. COFCO Corporation — китайская государственная корпорация, входит в список крупнейших зернотрейдеров.
Получила 627 млн грн.
8. Кернел — крупнейшая национальная компания, смешання структура собственности, холдин зарегистрирован в Люксембурге. Один из собственников — Андрей Веревский.
Компания получила почти 900 млн грн.
9. Нибулон — крупнейшая национальная зерновая компания.
Получила более 1,2 млрд грн.
10. Вишенка на торте — Днепроазот.
Компания, которая принадлежит группе Приват, то есть и Игорю Коломойскому.
Долго находилась на ремонта и вдруг стала ….. экспортером аграрного сырья, получив за это в явнаре 2022 года от государства возмещение НДС на сумму 309 млн грн!!!
Так почему бы нашим лендлордам и олигархам не сформировать наемные подразделения, что-то наподобие ЧВК, но за свои деньги?
Например, каждая такая ФПГ формирует несколько батальйонов. Суммарно может получиться несколько бригад профессиональных военных, готовых воевать за деньги.
Да, есть риск использования этих подразделений во внутренней борьбе за активы, как это было в 2014-м году, когда ряд олигархов формировали свои батальйоны.
Но тогда это, в какой-то мере, стабилизировало фронт на Донбассе.
В любом случае, принцип «чем больше активов тебе принадлежит, тем большее участие ты принимаешь в обороне страны», должен работать.
В идеале, в эффективном государстве, этот принцип работает через систему налогов, за которые государство содержит профессиональную армию.
Но у нас 80% налогов платит либо конечный потребитель (НДС, акцизы) в цене товара, либо эти налоги генерирует труд наемного работника (подоходный налог, ЕСВ, военный сбор).
Бизнес тут выступает в роли налогового транзитера. Прямые налоги бизнеса (налог на прибыль, единый налог, рента) составляют лишь 20% фискальных поступлений.
Основной плательщик налогов — это простой украинец, которому почти ничего уже не принадлежит в его стране (ни земли, ни экономических активов).
Да, есть бизнесмены, которые активно донатят, помагают фронту. Но это формируется не системно, в зависимости от желания и настроения.
Так почему бы не выравнять баланс по участию в защите страны в контексте отетственности за оборону большого бизнеса, который обладает большими активами.
Активами, которые он, по идее, заинтересован защищать.