Неофеодализм – это новая социальная экономика, в которой общество расслоено на три уровня: 1% элиты, которая контролирует все, средний класс, который платит за все, и бедные, которые являются несчастным остатком. Феодальными параллелями были дворяне и церковники, члены гильдий и крестьяне.
В новом порядке молодые люди беднее своих родителей, все погрязли в долгах, а восходящая мобильность исчезла. При феодализме существовал взаимный социальный договор между сеньором и его крепостными. Крепостные обрабатывали поля, а господин защищал их. Но теперь все в одну сторону. Элита хочет получить всю власть и деньги без какой-либо ответственности.
Утрата свободы, утрата восходящей мобильности, долговая ловушка, утрата страховочных сетей. Все остальные рассуждения о неофеодализме извращают метафору.
Феодализм переходит в капитализм
Капитализм в его нынешнем виде развился благодаря безжалостной эксплуатации рабочих во время промышленной революции.
Капитализм в том виде, в котором его преподают, не является реальной вещью. Это теология, мифология, философия морали и псевдонаука. Его корни уходят в промышленную революцию XVIII века. Крестьянин использовал общую землю для ведения личного хозяйства. Богатые люди огородили участки, потому что разведение овец для получения шерсти было более выгодным использованием бесполезной земли, которую обрабатывали простолюдины.
Теологией была протестантская трудовая этика. Пустые руки – это дьявольская площадка. Моральная философия оправдывала эксплуатацию туземцев, христианскую индоктринацию, колонизацию. Она несла дикарям блага цивилизации.
В феодальные времена люди много работали во время весенней посадки и осеннего сбора урожая. В остальное время года люди работали по мере необходимости. Отношение к труду изменилось с появлением протестантской трудовой этики. Мужчина постоянно трудился, потому что если бы он бездельничал, его бы сбил с пути дьявол. Я сказал “он”, потому что женщины трудились постоянно, независимо от времени года.
Труд крестьянина оценивался по количеству зерна, которое он сдавал при сборе урожая, а не по количеству работы, которую он затратил на его сдачу. С началом промышленной революции продукция производилась в темпе машины, а не рабочего. Время измерялось не солнцем, а часами. Ценность труда стала ценностью времени.
С появлением часов доход превратился в плату за отработанное время. Владелец фабрики владел временем рабочего и мог распоряжаться им по своему усмотрению. Феодалу принадлежал результат труда крестьянина, но летом он мог валяться на кровати и дремать. Его время принадлежало ему. Промышленник же оплачивал время рабочего. Он владел им, он мог распоряжаться этим временем по своему усмотрению. Мы называем это рабством по найму.
Чарльз Диккенс писал о плачевных условиях труда детей в Англии XIX века. Они работали по 12-16 часов в день, почти не ели, их часто били, и все же они предпочитали работу на фабрике, потому что дома условия были хуже.
Классический капитализм умер 24 октября 1929 года.
Неофеодальные структуры заменили дворян могущественными корпорациями и институтами. Они образуют паутину, связывающую простолюдинов в борьбе за жизнь. Законодательные органы принимают законы, позволяющие банкам обременять нас долгами, которые мы не в состоянии отыграть. Бароны отнимают свободу выбора, навязывая религиозную доктрину, например, запрещая аборты. Они лишают нас права собственности, заставляя платить ренту за пользование вещами, которыми мы владеем.
Средства массовой информации создают развлечения, которые удерживают всех на месте. Под видом сбалансированных репортажей они становятся рупорами безумных политиков. В то же время они избегают острых сюжетов, потому что они могут обидеть рекламодателей. Их истинная цель – доставлять клиентов в корпорации, где им продают то, что им не нужно и вредно. Читали список ингредиентов на замороженных блюдах? От них толстеют и становятся диабетиками.
Стагнация классовой стратификации
По аналогии со средневековьем, общество при неофеодализме расслаивается на четыре класса, с очень ограниченной мобильностью вверх. В самом низу находятся бедняки, которые (в целях аргументации) нуждаются в государственной помощи для удовлетворения основных потребностей. Далее – большинство, которое выполняет всю работу и платит большую часть налогов. На самом верху находится 1%, который владеет 30% богатства Америки, что более чем в 11 раз превышает богатство нижних 50%.(Statistica)
Благодаря упорному труду и образованию некоторые могут переместиться из бедных слоев населения в большинство, но большинство не может этого сделать из-за барьеров, о которых мы все хорошо знаем: раса, дискриминация, отсутствие возможностей трудоустройства, ухода за детьми, даже транспорта. Из большинства в бедные люди могут переместиться из-за изменения обстоятельств: чрезвычайная ситуация со здоровьем, массовые увольнения, несчастные случаи, повышение квартплаты.
Коткин определяет высший класс как тех, кто имеет степень магистра, доктора философии или профессионального выпускника, что составляет около 15% населения старше 25 лет. Если учитывать только STEM и профессиональные степени, то это скорее 8%. В 2024 году верхние 5% получали 343 тысячи долларов дохода на семью. [Джоэл Коткин. The Coming of Neo-Feudalism: A Warning to the Global Middle. Encounter Books].
Для тех, кто считает себя умным, но бедным, IQ 120 и выше означает, что они входят в 5% лучших. Это совсем недалеко от среднего преподавателя колледжа.
Яша Мунк говорит, что правление наиболее образованных и высококвалифицированных людей глубоко нелиберально. Многие представители элиты могли бы предпочесть меритократию, но это поставило бы под угрозу демократию, особенно когда элита слишком уверена в собственной правоте. В исследовании , проведенном по заказу журнала Atlantic, отмечается, что высокообразованные люди сейчас, пожалуй, являются наименее политически терпимой группой в Америке.