Мы живем в эпоху монополий

0
146

Как раз к Давосу вышел доклад “Взято, а не заработано: Как монополисты приводят к разделению власти и богатства в мире” – доклад коалиции международных групп, выступающих за справедливость в вопросах налогообложения и против корпораций:

Все – даже Всемирный экономический форум – говорят, что неравенство богатства – серьезная проблема, подтачивающая нашу политику и социальную сплоченность. В данном отчете это неравенство связывается с монополиями, которые порождают миллиардеров, разрушающих мир.

Рост монополий за последние 40 лет стал результатом конкретного, сознательного выбора политики. Как отмечается в докладе, самые богатые люди Америки вложили огромные средства в нейтрализацию антимонопольного законодательства с помощью доктрины “благосостояния потребителей”.

Это экономическая теория, которая приравнивает монополии к эффективности: “Если все покупают одни и те же вещи в одном и том же магазине, это говорит о том, что магазин делает что-то правильное, а не что-то преступное”. 40 лет назад и с тех пор богатые люди финансируют аналитические центры, университетские программы и даже программы “непрерывного образования” для федеральных судей, чтобы продвигать этот тезис:

https://pluralistic.net/2021/08/13/post-bork-era/#manne-down

Они делали это не по идеологическим соображениям – они преследовали материальные цели. Монополии приносят огромные прибыли, а эти прибыли – огромное богатство. Возникновение и рост сверхбогатых не может быть отделено от возникновения и развития монополий.

Если вы новичок, то можете подумать, что слово “монополия” относится только к сектору, в котором есть только один продавец. Но экономисты не это имеют в виду, когда говорят о монополиях и монополизации: для них монополия – это компания, обладающая властью. Экономисты, говоря о монополиях, имеют в виду компании, которые “могут действовать самостоятельно, не обращая внимания на реакцию конкурентов, покупателей, работников или даже правительства”.

Один из способов измерения этой власти – наценки (“разница между ценой продажи товаров или услуг и их себестоимостью”). Очень крупные компании в концентрированных отраслях имеют очень высокие наценки, и они становятся все выше. В 2017-22 годах средняя наценка 20 крупнейших компаний мира составляла 50 %. В 100 крупнейших компаниях средняя наценка составляет 43 %. У наименьшей половины компаний средняя наценка составляет 25 %.

Эти наценки резко выросли во время блокировки рынка – как и богатство миллиардеров, которым они принадлежат. Технологические миллиардеры – Безос, Брин и Пейдж, Гейтс и Балмер – все сделали свои состояния на монополиях. Уоррен Баффет – гордый монополист, который говорит, что “самое важное решение при оценке бизнеса – это ценовая политика… Если перед тем, как поднять цену на 10 процентов, вам нужно провести молитвенное собрание, значит, у вас ужасный бизнес”.

Мы живем в эпоху монополий. В 1930-х годах на долю 0,1% крупнейших американских компаний приходилось менее половины ВВП Америки. Сегодня этот показатель составляет 90 %. И этот процесс ускоряется: число глобальных слияний увеличится с 2 676 в 1985 году до 62 000 в 2021 году.

Сторонники монополии утверждают, что эти цифры оправдывают их. Монополии настолько эффективны, что все хотят их создать. Эта эффективность проявляется в наценках, которые могут устанавливать монополии, и в прибыли, которую они могут получить. Если монополия имеет наценку в 50%, это просто “эффективность масштаба”.

Но какова реальная форма этой “эффективности”? Как она проявляется? Авторы доклада отвечают на этот вопрос одним словом: власть.

Монополисты обладают властью “извлекать богатство, ограничивать свободы, манипулировать или управлять значительно большим числом проигравших”. Они становятся привратниками и создают заслоны, которые могут использовать для повышения цен для своих клиентов и снижения выплат своим поставщикам:

https://chokepointcapitalism.com/

Эти “точки доступа” позволяют монополиям узурпировать “одну из высших прерогатив государственной власти – налогообложение”. Продавцы Amazon платят налог в 51%, чтобы продавать на платформе. Поставщики App Store платят налог в размере 30 % с каждого доллара, который они зарабатывают на своих приложениях. Это приводит к увеличению расходов. Рассмотрим товар, производство которого стоит 10 долларов: нижние 50% компаний (по размеру) будут брать за него в среднем 12,50 доллара. Крупнейшие компании будут брать 15 долларов. Таким образом, монополии не только делают своих владельцев богаче – они делают беднее и всех остальных.

Эта власть устанавливать цены и лежит в основе инфляции жадности (или, более вежливо, “инфляции продавца”). Руководители крупнейших компаний мира постоянно выступают перед инвесторами и хвастаются этим:

https://pluralistic.net/2023/03/11/price-over-volume/#pepsi-pricing-power

Продовольственная система крайне монополистична. Семья Каргилл владеет крупнейшим в мире сырьевым трейдером, благодаря чему они сколотили семейное состояние стоимостью 43 миллиарда долларов. Cargill – одна из компаний “ABCD” (“Archer Daniels Midland, Bunge, Cargill и Louis Dreyfus”), контролирующих мировые поставки продовольствия, и во время блокировки они утроили свою прибыль.

Монополии обдирают всех – даже правительства. Компания Pfizer взимает с NHS 18-22 фунта стерлингов за вакцины, производство которых обходится в 5 фунтов стерлингов. Они обобрали британское правительство на 2 млрд фунтов стерлингов – этого достаточно, чтобы оплатить прошлогоднее повышение зарплаты медсестрам NHS, причем шесть раз.

Но монополии также жестоко обращаются со своими поставщиками, особенно с работниками. По всему миру антимонопольные органы выявляют соглашения о “фиксировании заработной платы” и “запрете переманивания” среди крупных компаний, которые вступают в сговор, чтобы ограничить заработок работников в своем секторе. Профсоюзы сообщают, что заработная плата работников определяется алгоритмами. Начальство обязывает сотрудников не заключать контракты и выставлять огромные счета за “обучение”:

https://pluralistic.net/2022/08/04/its-a-trap/#a-little-on-the-nose

Монополии развращают правительства. Компании с огромными наценками могут тратить часть этих денег на лоббирование. 20 крупнейших компаний мира тратят более 155 млн евро в год на лоббирование в США и только в США, не считая денег, которые они тратят на отраслевые ассоциации и другие структуры, лоббирующие от их имени. Большие технологии лидируют в лоббировании, на них приходится 82% расходов на лоббирование в ЕС и 58% – в США.

Одним из ключевых приоритетов монополий является блокирование мер по защите климата: от лоббирования Apple против права на ремонт, которое создает огромные горы электронного мусора, до лоббирования энергетических монополистов против возобновляемых источников энергии. А энергетические компании становятся все более монополистичными: Exxon mobil потратила 65 миллиардов долларов на покупку Pioneer, а Chevron – 60 миллиардов долларов на покупку Hess. Многие из богатейших людей мира являются монополистами в области добычи ископаемого топлива, например Чарльз и Джулия Кох, 18-й и 19-й богатейшие люди в списке Forbes. Они тратят состояния на отрицание климата.

Когда люди говорят о влиянии миллиардеров на климат, они, как правило, сосредотачиваются на углеродном следе их особняков и частных самолетов, но истинные экологические издержки сверхбогатых людей связаны с лоббированием против возобновляемых источников энергии и за выбросы, которое они покупают на свои монопольные барыши.

Хорошая новость заключается в том, что ситуация с монополиями меняется. Коалиция “предприятий, рабочих, фермеров, потребителей и других групп гражданского общества” создала “удивительно успешное антимонопольное движение”. За последние три года было принято больше регулирующих мер против корпоративных слияний, завышения цен, хищнического ценообразования, трудовых злоупотреблений и других пороков монополии, чем за последние 40 лет.

Деловая пресса постоянно публикует редакционные статьи, в которых утверждает, что такие силовики, как Лина Хан, ничего не делают. Конечно, WSJ, Хан ничего не делает – вот почему вы написали о ней 80 редакционных статей:

https://pluralistic.net/2023/07/14/making-good-trouble/#the-peoples-champion

(Хан сражается как сумасшедшая. Только за последний месяц она убила четыре мегапоглощения).

https://www.thesling.org/the-ftc-just-blocked-four-mergers-in-a-month-heres-how-its-latest-win-fits-into-the-broader-campaign-to-revive-antitrust/

ЕС и Великобритания предпринимают действия, которые еще несколько лет назад были бы просто немыслимы. В Канаде наконец-то появится настоящий закон о конкуренции: правительство Трюдо пообещало добавить в антимонопольную систему Канады правило “злоупотребления доминирующим положением”.

Еще более интересными являются подвижки на глобальном Юге. В Южной Африке “законодательство о конкуренции содержит некоторые из самых прогрессивных идей”:

Она активно стремится к расширению участия в экономической жизни, особенно для “исторически неблагополучных лиц”, в рамках рассмотрения общественных интересов при принятии решений о слиянии.

Бальзак писал: “За каждой большой удачей скрывается преступление“. Есть шанс, что в списке преступлений есть нарушение антимонопольного законодательства. Избавление от монополий не избавит вас от всех миллиардеров, но уж точно избавит от чертовски большого их числа.

Добавить комментарий