Я провел много времени, размышляя и исследуя — и писал — о изменении климата и коллапсе, и я считаю, что существует множество заблуждений о том, что делать с деньгами, когда ситуация начинает ухудшаться. Когда в прошлом сентябре здесь пронесся ураган Хелен и отключил электричество и интернет на несколько недель, я решил, что, возможно, стоит написать что-то, чтобы развеять эти заблуждения.
Недавно я прочитал целую серию тем на Reddit о том, что делать, когда наступит БП, и я не мог перестать качать головой, видя всех этих криптобратьев, хвастающихся тем, что их Dogecoin будет тааак ценен, когда доллар рухнет. Чувак, когда наступит БП, твой Dogecoin перестанет существовать, никогда на самом деле не существовав.
Никогда не испытав коллапса, большинство людей не могут представить, что это на самом деле означает и что действительно может произойти. (Это напоминает мне людей после пожара Camp Fire. Когда мы говорили им, что потеряли все, они часто спрашивали: «Но у вас же все еще есть одежда и прочее, верно?» Эм, какую часть слова «всё» вы не понимаете?? Не испытав этого, они не могли осознать все последствия.)
Итак, я хочу потратить минуту, чтобы рассмотреть, что, скорее всего, произойдет с деньгами в различных сценариях. В конце концов, экономический коллапс случался и раньше.Когда дело доходит до экономического «коллапса», существует по существу три уровня, основанных на масштабе и серьезности коллапса:
- Катастрофы
- Частичный экономический коллапс
- Социальный коллапс
Я рассмотрю каждый вариант.
Катастрофы
Я пережил уже две очень разные климатические катастрофы, поэтому это та область, где я могу дать советы, основанные на опыте.
Катастрофы, будь то «природные» или техногенные (например, гражданские беспорядки), могут нарушить инфраструктуру, на которую опираются финансовые транзакции в 21 веке, а именно электричество и интернет (и в меньшей степени, дороги). Главное в катастрофе — это нарушение экономической системы, обычно локального характера, которое мало влияет на общую стабильность системы.
После урагана Хелен в радиусе 60 миль от места моего проживания не было электричества, сотовой связи или интернета. Дороги были заблокированы деревьями или размыты повсюду. Люди были изолированы так, как мы не привыкли в нашем связанном мире.
Массивные повреждения инфраструктуры означали отсутствие электроэнергии для кредитных карт и отсутствие интернета для записи транзакций. Но доллар все еще стоял, поддерживаемый полным доверием и кредитом правительства США.
Наличные
В катастрофе наличные — король.
Когда нет электричества и интернета, это единственное, что будет работать. Держите достаточно наличных, чтобы купить еду, воду и бензин на пару недель. Никому не нужна ваша 100-долларовая купюра во время катастрофы, поэтому держите наличные в купюрах по 1, 5, 10 и 20 долларов. Чем мельче, тем лучше. Люди будут любить вас больше.
Кредитные/дебетовые карты: Бесполезны, если нет электричества и интернета. И генераторы, и Starlink становятся все более распространенными, поэтому некоторые места все еще могут принимать пластик. После Хелен мы увидели торговые точки, принимающие кредитные карты примерно через неделю после шторма.
Акции/облигации: Бесполезны в катастрофе. Хотя они могут быть «ликвидными» в финансовом смысле, они не ликвидны в катастрофе. Вам нужен брокер, чтобы перевести их на ваш банковский счет, отправить чек или перевести деньги. После Хелен, когда вся инфраструктура электричества, интернета и доступа была разрушена, не было возможности доставить эти деньги вам.
Криптовалюта: Вы шутите, да? Проблемы с крипто те же, что и с кредитными картами и акциями в катастрофе. И хуже того, никто не принимает чертов Dogecoin (или другую чушь, на которую вы спустили деньги), поэтому вам нужно сначала превратить его в наличные, что означает доступ к криптобирже или биткоин-банкомату, ни один из которых недоступен, когда нет электричества или интернета.
Физическое золото: Менее чем бесполезно. На самом деле это бремя по ряду причин. Во-первых, оно тяжелое. При наводнении оно окажется на дне реки. Удачи в поисках. Во-вторых, у него низкая температура плавления. При лесном пожаре оно превратится в золотой пар и улетит. В-третьих, оно не очень ликвидно (т.е. легко обменивается). Ни одна заправка не захочет принять ваши золотые слитки за бак бензина. В-четвертых, его довольно легко украсть, поэтому хранение является проблемой. И в-пятых, вам нужен профессиональный оценщик, чтобы определить фактическую стоимость золота. Довольно легко покрасить кусок свинца золотой краской, поэтому маловероятно, что кто-то поверит вам на слово о чистоте ваших золотых слитков.
Бартер: Мелкомасштабный бартер определенно имеет место после катастрофы. Люди помогают своим соседям, делятся/обмениваются едой и припасами и т.д. Обычно при краткосрочной катастрофе люди просто отдают излишки другим, что попадает под категорию Сообщество, но некоторый обмен происходит. Однако денежная экономика начинает возвращаться довольно быстро, поэтому бартер имеет тенденцию быстро исчезать.
Сообщество: Сообщество — единственное, что сохраняет ценность во всех сценариях. После пожара Camp Fire и урагана Хелен сообщества объединились, чтобы убрать и помочь обеспечить людей необходимым.Спонтанный пункт распределения пожертвований, появившийся на парковке Walmart после пожара Camp Fire. Для тех, у кого почти ничего не осталось и кто потерял все, катастрофы подобны социальному коллапсу. Бедные и уязвимые с наибольшей вероятностью выпадают из системы при катастрофе и становятся бездомными. Сообщество — единственная «валюта», доступная этим людям.
Частичный экономический коллапс (ЧЭК)
Частичный экономический коллапс (ЧЭК) — это когда экономика спотыкается, но общество не полностью разрушается. Великая депрессия — наиболее известный пример, хотя в истории было множество примеров.
Причины ЧЭК могут быть любыми: от политической коррупции и клептократии до войны, истощения ресурсов, жадности, массивного долга, чрезмерных государственных расходов, инфляции денежной массы, программ жесткой экономии и т.д.
Один из главных признаков ЧЭК — часто гиперинфляция. Другие признаки включают снижение экономической производительности (ведущее к увольнениям и т.д.), потери на фондовом рынке (которые являются индикатором веры в будущее экономики) и т.д. Почти во всех случаях ценность денег уменьшается. И если влияние катастроф на денежную систему может длиться недели, влияние ЧЭК может длиться годы и десятилетия. Однако социальные системы выживают. Есть магазины и рынки и услуги. Все еще существует какое-то правительство и общественный порядок, несмотря на, возможно, широкие беспорядки.
Наличные: Гиперинфляция может быстро уничтожить ценность сбережений в наличных. В некоторых случаях гиперинфляция может обесценить твердую валюту на 50% в день. За одну неделю один доллар станет стоить полтора цента. Так что наличные могут стать крайне проблематичными. В некоторых случаях люди пытаются конвертировать свои деньги в другие, более стабильные валюты, как это произошло во время аргентинской Великой депрессии на рубеже тысячелетий. Однако, поскольку доллар США является де-факто мировой валютой, быстрая дефляция доллара, вероятно, вызовет крах большинства мировых валют, поэтому конвертация валюты, вероятно, не будет эффективной.
Кредитные/дебетовые карты: Поскольку кредитные карты обычно привязаны к определенной валюте, их постигнет та же участь. Однако, учитывая гиперинфляцию, некоторые люди будут максимально использовать свои карты, покупая торгуемые товары (туалетная бумага, детка!), которые сохранят свою бартерную ценность по мере падения доллара.
Акции/облигации: Гиперинфляция доллара США, вероятно, вызовет глобальный крах фондового рынка, поэтому акции пострадают соответственно. Предполагая экономическое восстановление, сохранение акций может быть хорошей долгосрочной стратегией, но в краткосрочной перспективе… ну, помните людей, прыгающих из зданий во время краха фондового рынка в 1929 году?
Криптовалюта: Это единственное обстоятельство, когда крипто действительно может иметь некоторую ценность, хотя, опять же, это потребует поддержания необходимой инфраструктуры (электричества и интернета) на протяжении всего экономического кризиса. Преимущество крипто в этой ситуации в том, что она не привязана к какой-либо конкретной валюте. Если доллар упадет, одна криптомонета, вероятно, резко вырастет в цене, действуя как стабильная валюта. Ваш Dogecoin может вырасти с сегодняшних 36 центов до сотен долларов при ЧЭК. Но если инфраструктура выйдет из строя, вы, возможно, никогда этого не увидите.
Физическое золото: Как и Bitcoin, во время ЧЭК золото действительно может быть ценным активом, с оговоркой, что оно не очень ликвидно, требуя химика или оценщика для определения фактической стоимости вашего золота и конвертации его в наличные или товары. Для меня хлопоты с конвертацией золота, а также тот факт, что наличие физического золота сделает вас целью, делает его менее желательным вариантом.
Бартер: При частичном экономическом коллапсе традиционная, основанная на деньгах экономика спотыкается, и люди обращаются к бартеру для необходимого. Вначале люди могут продавать или обменивать свои вещи на необходимое, но в какой-то момент люди должны начать производить торгуемые товары и/или услуги, чтобы выжить. Это может означать делать что-то похожее на вашу текущую работу за еду и припасы вместо денег, или убирать дома людей в обмен на необходимое и т.д. Это может означать иметь востребованный навык, как сварка или столярное дело. Это может означать иметь полезные знания, как народная медицина.
При серьезных ЧЭК бартер становится значительной частью экономики.
Сообщество: По мере того как денежная экономика спотыкается, все больше и больше людей становятся бедными и неспособными обеспечить себя. Здесь сообщество начинает играть большую роль.
Сообщество может быть всем: от вашей семьи до ваших соседей, членов церкви, вашего клуба моделистов поездов, вашей анархистской группы взаимопомощи (у вас же есть такая, верно?).
Сообщество — это люди, которых вы знаете, с которыми у вас есть что-то общее, которые готовы помочь друг другу в трудную минуту. В основном сейчас нам не требуется сообщество. Людям платят, чтобы кормить нас, обеспечивать необходимым. Но когда дела пойдут плохо, нам понадобятся люди, которые готовы помочь нам, поделиться с нами, поддержать нас без денежного стимула. Эволюционно это была роль клана или племени. Так мы выжили как вид. Мы все еще племенные, и когда становится трудно, люди возвращаются к своему племени.
Но, как отмечает Джессика Уайлдфайр, создание сообщества с нуля — нелегкая задача. Я провел годы, изучая истории различных хиппи-коммун (я сам жил в одной из них в 70-х и 80-х) и созданных сообществ, потому что моим идеалом было основать такое самому. Но искусственные сообщества (коммуны и т.д.) имеют долгую историю провалов из-за внутренних конфликтов. А те, что сохраняются? Ну, они не хотят вас, и вы, вероятно, найдете их немного странными. Почему? Потому что они создали изолированную культуру, рожденную из изоляции и общего опыта. Этот общий опыт и изолированность связывает их. Они — субкультура, со своей историей и опытом. Они кланы. Это то, что держит их вместе. Вы не часть клана. Но, тем не менее, сообщества какого-то рода и в какой-то степени (не обязательно полная взаимозависимость) жизненно важны для выживания при ЧЭК. Будь то просто район, объединяющийся для поддержки местных продавцов (которые также семья и соседи) или незнакомцы, помогающие нуждающимся, сообщество — самая надежная валюта из всех. Вам нужен способ построить какое-то подобие этого, полностью понимая, что все, кроме самых близких сообществ (семьи и кланов), имеют пределы.
Социальный коллапс
Социальный коллапс — это полный распад правительственных, социальных и финансовых систем. То, что остается — это экономика выживания. Деньги бесполезны, за исключением, возможно, доступных иностранных валют (если они сами не бесполезны). За исключением войны и редкого геноцида, немногие люди испытали социальный коллапс в этом столетии. Конечно, это не сравниться с коллапсом целой цивилизации. Но учитывая, как мы ухудшили способность земли поддерживать нас, возможно, мы будем свидетелями этого при нашей жизни.
Наличные: При социальном коллапсе наличные не будут иметь ценности. Возможно, что стабильные иностранные валюты могут стать де-факто стандартом (если они существуют), как иногда происходит после войны, но это маловероятно в США, учитывая размер страны и тот факт, что доллар США уже является де-факто мировой валютой.
Кредитные/дебетовые карты: Единственная ценность кредитных карт будет в том, что вы можете сделать с прямоугольным куском пластика… почистить зубы или что-то в этом роде. Кредитные карты основаны на государственной валюте. Если валюта не имеет ценности, то и кредитные карты тоже. Кроме того, инфраструктура, необходимая для использования кредитных карт, вероятно, будет либо отсутствовать, либо сильно повреждена, поэтому они в любом случае не будут пригодны для использования.
Акции/облигации: Когда социальные, правительственные и финансовые системы рушатся, так же рушится и вера в ценность будущего, которым и являются фондовые рынки. Так что да, ваши акции будут бесполезны.
Криптовалюта: Как и при ЧЭК, это частично зависит от масштаба коллапса. Но даже предполагая, что ваш Dogecoin все еще имеет ценность во Внешнем Бамфукистане, с коллапсом необходимой инфраструктуры вы не сможете получить к нему доступ. И во что вы его конвертируете, если нет функционирующей валюты? Менее чем бесполезно.
Физическое золото: Золото может сохранить некоторую ценность как грубая форма валюты, но опять же, его неликвидность и опасность обладания чем-то столь ценным делают его плохим выбором. При полном социальном коллапсе найти надежного оценщика будет сложно, и людей будет гораздо больше интересовать получение еды, чем кусочек золотого блеска.
Бартер: Без общей валюты практически вся торговля будет основана на бартере, поэтому иметь что-то, что вы можете производить (например, еду) или нужный навык или услугу (например, шитье) будет жизненно важно. Вы можете подумать о том, чтобы заняться полезным хобби, например, садоводством. Это может стать вашим средством выживания однажды.
Сообщество: Социальный коллапс вернет нас к каменному веку экономики и к сообществам каменного века. Все, что я сказал выше о сообществах, будет в десять раз важнее. В конечном счете, сообщество — единственный способ пережить социальный коллапс. Без валюты кому-то нужно будет выращивать вашу еду и быть готовым отдать ее вам. Кому-то нужно будет помочь вам покрыть вашу хижину от дождя. Кому-то нужно будет быть готовым лечить ваш инфицированный порез. Это сообщество.
Итоги
По мере ухудшения ситуации происходит миграция от наличных к бартеру к сообществу. Вы можете полностью пропустить акции, крипту и золото, ничего не потеряв. Видите? Я только что избавил вас от необходимости читать всю эту статью.