Как стать фермером? «Покупка земли — это огромные расходы. 100 гектаров — это 10 миллионов злотых».
Мария Мазурек, Next.gazeta.pl: Я хочу спросить вас, что нужно сделать, чтобы стать фермером, и каким фермером нужно быть сейчас, что это за профессия. Но сначала я хотел бы узнать, хотят ли поляки вообще быть фермерами. Вы работаете в крупнейшем сельскохозяйственном и естественнонаучном университете Польши. Наблюдаете ли вы рост интереса к сельскохозяйственному образованию?
Доктор Збигнев Карачун, профессор Варшавского университета наук о жизни, эксперт Климатической коалиции: Нет. Я бы сказал, что скорее наоборот. Сельское хозяйство перестало быть привлекательным, оно перестало быть профессией, к которой тяготеют люди. На самом деле это не только польское явление, оно происходит по всей Европе. Это видно, например, по тому, что большинство университетов, которые раньше были связаны с сельским хозяйством, вычеркнули его из своих названий. Мой университет, Szkoła Główna Gospodarstwa Wiejskiego, сохранил свое традиционное польское название, но его английское название теперь Варшавский университет наук о жизни. Крупнейший и самый известный в Европе сельскохозяйственный университет в Вагенингене (Нидерланды) также перестал быть сельскохозяйственным. К сожалению, можно констатировать, что мы как общество потеряли интерес к сельскохозяйственному производству.
Я спрашиваю об этом еще и потому, что в так называемом медийном пространстве — хотя я знаю примеры и из своего окружения — в последние годы появляются истории о людях, которые решили заняться сельским хозяйством, обычно в небольших масштабах. Разве не больше «городских» аспирантов, которые хотят переехать в сельскую местность и купить там землю?
Это действительно так. Иногда это те, кто либо годами стыдился того, что приехал из деревни, и сбежал из нее, но через некоторое время решил, что жизнь в городе и работа в корпорации — это не то. С другой стороны, действительно существует движение «новых» фермеров, новых сельских поселенцев. Люди из города переезжают в сельскую местность и начинают заниматься сельским хозяйством. Иногда это ферма, ориентированная на натуральное хозяйство, иногда — мелкое производство, но с собственной переработкой и производством продуктов питания из выращенного урожая. В этом они ищут тишины, покоя и традиционной жизни. Как правило, это люди, которые ведут не крупные, а небольшие фермерские хозяйства, основанные на органическом, экологически чистом земледелии, бережном отношении к природе.
И ищут ли они знания или просто так называемые бумажки, необходимые для покупки сельскохозяйственных земель?
Мне сложно дать этому авторитетную оценку, но, судя по моим разговорам с этими людьми, это примерно 50 на 50. И некоторые из них делают это для собственного удовлетворения, они хотят узнать немного больше о том, как делается еда.
Что нужно, чтобы стать фермером?
Есть два пути. Первый — естественный — преемственность от родителей, бабушек и дедушек фермеров. Дети и внуки таких фермеров быстро включаются в работу на ферме, а позже часто поступают в сельскохозяйственные школы. Второй путь — через увлечение. Только это довольно сложно на данный момент. Польский рынок земли очень маленький, очень ограниченный. Фермеры неохотно продают землю. А если и продают, то очень дорого. Покупка земли для создания товарной фермы — это огромные расходы. Хорошая земля в настоящее время стоит около 100 000 злотых за гектар. Покупка 100 гектаров обходится более чем в 10 миллионов злотых. И таких участков в Польше на самом деле очень мало. Часто остается вариант аренды земли у местных фермеров.
И какими будут эти фермеры в будущем — в той перспективе, которую мы в состоянии представить, скажем, поколения. Что изменится?
Сельское хозяйство уже меняется. Современный фермер сегодня — это не просто специалист по технологии выращивания и агротехнике, он должен обладать гораздо более широкими компетенциями. Он должен уметь анализировать товарные рынки и прогнозировать изменения, колебания спроса на различные продукты — например, знаменитые свиные холмы. Он также должен быть специалистом по хранению, поскольку большинство сельскохозяйственных культур необходимо хранить. Все чаще фермерам приходится выполнять и административную работу, поскольку стандарты ЕС налагают на них тяжелые бюрократические и учетные обязательства — кстати, одна из причин протестов фермеров.
Кроме того, им нужно все больше и больше перерабатывать, особенно мелким фермерам. Ведь если у человека есть 10 гектаров земли, он не может зарабатывать на жизнь только сельскохозяйственным производством. Тем более что в этом случае они оказываются во власти корпораций, торговых сетей или посредников, которые диктуют цены. Если фермеры сами перерабатывают свой урожай, добавленная стоимость их продукции значительно выше. Это совпадает с поведением потребителей — мы ищем традиционные, местные вкусы.
И наконец, фермеры должны научиться сотрудничать. Тот, у кого даже 50 гектаров земли, не является партнером для брокера. С другой стороны, если десяток или более фермеров работают вместе, они уже являются партнерами для дилеров или розничных торговцев. В настоящее время фермеры боятся кооперативов или групп производителей — возможно, это наследие коммунизма. И последнее — это так называемое 3D-сельское хозяйство. Это наиболее технологически продвинутое сельское хозяйство, которое начинает использовать и искусственный интеллект, и интернет, и высокие технологии.
Тогда несколько примеров, пожалуйста. Современные машины?
Да, это, например, самоходные машины для обработки или уборки урожая, тракторы, оснащенные навигацией, которая позволяет очень точно дозировать удобрения. Но не только это. Это еще и системы, позволяющие, например, хорошо наблюдать за изменениями в окружающей среде и сигнализировать о необходимости внесения полива, удобрений или средств защиты растений. Это использование беспилотников для наблюдения за посевами, анализа их зрелости или появления болезней. Это ответ на нехватку рабочей силы и негативное влияние сельского хозяйства на окружающую среду.
И это уже происходит в Польше?
Это уже происходит. Например, многие подобные решения уже работают в фруктовых садах. Благодаря искусственному интеллекту, новым технологиям и сокращению цепочек поставок фермеры смогут получать более высокую прибыль и производить продукцию в точном соответствии с потребностями рынка.
Готовы ли польские фермеры к таким изменениям?
Несколько лет назад одна из торговых сетей поручила мне подготовить экологический справочник, своего рода руководство по устойчивому развитию для поставщиков овощей и фруктов. Я посетил эти компании, потому что именно так их следует называть, и мне показалось, что технологический уровень теплиц, выращивания овощей и фруктов абсолютно не отличается от голландских, немецких или французских, а польские иногда даже лучше развиты.
Но если посмотреть на Польшу, то здесь насчитывается около 1,3 миллиона фермерских хозяйств, из которых около 900 — 950 тысяч — это хозяйства площадью менее 10 гектаров. В настоящее время они либо сдаются в аренду, либо оказывают незначительное влияние на рынок — они производят продукцию для собственных нужд или лишь частично для рынка. На мой взгляд, основная функция значительной части этих самых мелких хозяйств изменится. Это будет не производство продуктов питания, понимаемое как товарное производство, а предоставление экосистемных услуг.
Что это значит?
Помните, что основная функция сельского хозяйства — производство продуктов питания, которое, с одной стороны, зависит от окружающей среды, а с другой — влияет на эту среду. Причем это влияние может быть и положительным. Можно представить себе технологии сельскохозяйственного производства, которые позволят увеличить биоразнообразие.
И это будет их главной задачей, а не производство пищи?
Именно так. Главной задачей таких ферм будет, например, защита воды, то есть создание полос из деревьев, кустарников вдоль водотоков.
И это то, что вы сможете заработать, будучи фермером?
Да, и мы, как Климатическая коалиция, призываем к тому, чтобы сельскохозяйственная политика ЕС, европейский «Зеленый курс», двигались в этом направлении. Идеи, которые Европейская комиссия изложила в так называемом «Зеленом курсе», фактически в Стратегии «От поля до стола», определяющей, как реализовать цели «Зеленого курса» в сельском хозяйстве, были хорошим шагом в этом направлении. Протесты затруднят реализацию этих идей, хотя они касались и других вопросов.
Как бы вы описали польского фермера, кто он? Какой он?
Не существует единого польского фермера, потому что польское сельское хозяйство очень разнообразно. У нас есть владельцы крупных товарных ферм, и в этой группе очень большой разрыв в возрасте. Кстати, я знаю одного фермера, у которого есть такая большая ферма площадью 600 гектаров, где он занимается исключительно углеродным земледелием — он сосредоточен на фиксации углерода в почве. Это экосистемные услуги, которые пока не оплачиваются, этот фермер делает это для поддержания хорошей почвы и получения сена и корма для животных. Я также знаю фермеров, у которых небольшие хозяйства, по несколько гектаров. Но я знаю и тех, кто ведет очень интенсивное промышленное хозяйство. Это очень разные люди, но если посмотреть на последние 30 лет, то можно увидеть, что фермерство в Польше в целом немного помолодело. Фермеры становятся моложе, и уровень их образования, конечно, растет — сегодня у них в основном среднее образование, но есть и много фермеров с высшим образованием.
Могли бы вы сказать, какие специальности среди будущих фермеров сейчас наиболее популярны?
Многие молодые люди по-прежнему выбирают садоводство и сельское хозяйство, но все больше и больше молодых людей изучают экономику.
С установкой на то, что, став фермерами, они станут предпринимателями?
Да. Технологиям выращивания сельскохозяйственных культур можно научиться на ферме, у родителей, на практике, но потом еще нужно знать, как управлять этими фермами.
Новый фермер — это фермер, которому предстоит освоить роль руководителя компании?
Совершенно верно. Проблема не в том, чтобы что-то произвести, а в том, чтобы это продать. И при этом спланировать производство так, чтобы затраты были меньше, чем выгода от продажи.
И как климатические проблемы изменят польское сельское хозяйство?
К сожалению, они уже меняются. Пожалуйста, помните, что сельское хозяйство — это сектор, наиболее уязвимый к последствиям изменения климата, влияющего на все факторы сельскохозяйственного производства. Польские фермеры уже ощущают это на себе. Достаточно сказать, что с 2011 года у нас постоянная летняя засуха — то есть каждый год в сельском хозяйстве случается засуха. Исследования, проведенные Институтом экономики сельского хозяйства и пищевой промышленности, ясно показывают, что доходы хозяйств, подверженных засухе или производящих продукцию в подверженных засухе районах на бедных почвах — а в Польше это 60-70% почв — снижаются примерно на 20%.
Фермеры, вероятно, радуются тому, что мы частично отступаем от некоторых выводов европейского «Зеленого курса», что некоторые стратегические цели будут изменены или отменены, но это неизбежное направление. На сельское хозяйство и фермеров будет оказываться давление с целью интеграции экологических и климатических вопросов в их деятельность. Даже если это не прямые обязательства, налагаемые государственными органами, ЕС или правительством, это будут обязательства перед поставщиками. Розничные сети и продовольственные компании должны будут продемонстрировать, что они снижают нагрузку на окружающую среду по всей пищевой цепочке. Экологические и климатические меры будут также востребованы потребителями. И именно к этому должны быть готовы фермеры. В конце концов, это в их интересах, ведь если мы позволим изменению климата продолжаться, сельское хозяйство, к сожалению, рухнет.