Вопреки тому, в чем нас пытаются убедить элиты, культура и жизненный опыт, у нас не хватит энергии и ресурсов, чтобы плавно скатиться в зеленую, электрифицированную утопию. За исключением некоторых очень богатых, которые наверняка разберутся сами, подавляющему большинству живущих сегодня, просто придется довольствоваться гораздо меньшим потреблением энергии и материалов, чем то, к чему мы привыкли в прошлом.
Чем скорее вы смиритесь с этой мыслью, тем лучше сможете приспособиться к новой реальности, которая будет выглядеть отличаться от той, что нам продавали. И это не обязательно плохо. Многие найдут в этом больше свободы, избавившись от отупляющих совещаний и надоедливых и недалеких боссов вместе с их дерьмовой работой, и примут возвращение к гораздо более простому и, возможно, более полноценному образу жизни.
Технологии не спасут. Высокотехнологичная цивилизация, конечно, будет поддерживаться, пока возможно, но затем придет в упадок. Даже раньше, чем большинство может себе представить.
Важно то, что будет после. Да, будут трудности. Дефицит коснется даже самых базовых вещей. Голод. Война. Болезни. Хаос. Стихийные бедствия, вызванные климатическим бардаком, который мы так безрассудно развязали на планете. Это будет катастрофа, и у нас нет шансов восстановить то, что было утрачено, но… эй, так и кончаются цивилизации. Это случалось и раньше множество раз.
Тем не менее, будет много людей, готовых отказаться от старой системы и создать новую. Экспериментируйте с новыми образами жизни, используя технологии не для того, чтобы насиловать эту планету, а чтобы жить на ней более устойчиво. Так зарождаются новые цивилизации.
Уточним, что значит «низкотехнологичное» и устойчивое. В двух словах – это применение наиболее подходящей технологии для удовлетворения основных потребностей, таких как пища, вода, санитария и т. д., с рациональным использованием доступных материалов и энергии. Поскольку у этого термина нет стандартного определения, рассматривайте это как полную противоположность сложных технологий, которые почти всегда включают в себя цепочки поставок на шести континентах, зарубежное сырье и сверхсложные запатентованные энергозатратные невоспроизводимые технологии со всем спектром загрязнений, которые только можно представить.
Однако, чтобы мыслить низкотехнологичными решениями, нужно больше, чем абстрактное определение. Нам нужно совершенно другое мышление, отличное от медленно уходящей эпохи мусорной экономики.
Перенесемся на пару десятков лет вперед. Теперь, когда у нас нет цепочек поставок через шесть континентов и большая часть высокотехнологичных заводов закрылись из-за войн, нехватки ресурсов, энергии (и возможности получить все это), нам придется использовать то, что есть под рукой. Запчасти от сломанной машины. Древесина от старой мебели. Металл от сломанных инструментов. Строительные материалы, листовое стекло и провода из заброшенных офисных зданий и торговых центров. Используя вещи, которые будут работать. Не идеально, но вполне подходит для решения задач. Результат, возможно, будет не таким эффективным — чисто в теоретическом плане — но он будет! Звучит непривычно? Посмотрите вокруг: многие люди уже так живут.
Как только супермаркеты и строительные магазины исчезнут, а оставшиеся не смогут сложить цены на высокотехнологичные товары, которые смогут позволить себе только сверхбогатые, ремонтопригодность оборудования станет ключевой. Простые решения будут предпочтительнее «умного» и «подключенного к сети» оборудования. Вещи, которые можно починить с помощью отвертки и пассатижей или с помощью разновсякого мусора, который будет в изобилии после современной техноэры.
Знание того, как сложно будет достать новый водяной насос, запасные части или электронику — почти все, что связано с высокими технологиями — в деиндустриализованном, разобщенном и радикально локализированном мире, повторное использование или перепрофилирование деталей будет иметь приоритет перед переработкой. Последняя потребует гораздо большего количества технологий и энергии — того, что с каждым годом будет становиться во все большем дефиците. И наоборот, сбор и продажа винтов, болтов и гаек, запчастей и прочего “хлама” перерастет в большой бизнес, и станет цениться наравне с навыками что-то починить, например, превратить старую пилу в нож…
Вот основной набор принципов устойчивого будущего, описанного выше:
- избегать избыточного производства (энергетически- и ресурсозатратного)
- покупать локальное, сводя к минимуму транспортировку товаров
- использовать местные ресурсы (заводы, детали, рабочую силу, энергию и т. д.)
- производить электроэнергию на месте и только для целей, этого требующих
- избегать потерь преобразования (вам нужно электричество или только механическая работа ветра или солнечного тепла?)
- выбирать достаточность, а не эффективность
- ремонтопригодность
- повторное использование или перепрофилирование, а не переработка.
Все это может вызывать образы грязных выживальщиков, обменивающихся товарами в пустыне. Но также – быть чем-то прекрасным. Городской пейзаж из стали и бетона, медленно озеленяющийся, с небольшими огородами и автономными гидропонными фермами. Огромное количество высокотехнологичного хлама превратилось в интеллектуальное низкотехнологичное оборудование, помогающее людям в их радикально новой жизни.