Контуры новой экономики Украины на фоне войны с Россией

0
394

Пока Зеленский пишет мотивирующие видосики, продолжая игнорировать экономику, агробароны отжимают земли, а коррумпированная таможня грабит страну.

Это и есть пятая колонна потерявших все берега орков. Без уничтожения их как класса никакое развитие ни в мирное ни в военное время невозможно. Это нужно просто признать. Если в мирное время экономика еще могла тянуть на себе этих паразитов, то сейчас – это вопрос выживаемости самого государства.

Украинские гниды страшнее оккупанта – их тяжело распознать: они грабят страну в вышиванке, под звуки гимна и на чистом украинском языке!

Про то, что не будет никакого послевоенного восстановления, кричу уже не только я.
Находятся идиоты, которые затыкают нам рот, типа помолчите – потом с этим разберёмся. “Не на часі…” Некому будет разбираться. И не за что.


Война, развязанная РФ против Украины создала новую реальность, последствия которой для экономики нам крайне сложно сейчас оценить.

Однако основные определяющие факторы ясны уже сейчас. Ключевые из них:

  1. Колоссальный отток трудоспособного населения. По некоторым оценкам оно достигнет 7-8 миллионов человек. В основном это женщины, дети и лица пенсионного возраста. Не думаю, что у кого-то возникают иллюзии, что все эти люди после окончания военных действий вернутся в Украину. Будет хорошо, если вернется половина из них. Еще дополнительно 1-2 миллиона мужчин трудоспособного возраста безвозвратно выедет для воссоединения с семьями после снятия запрета на выезд за рубеж. Итог – минус 3-4 миллиона трудоспособных граждан, ставших вынужденными эмигрантами. Это минус к совокупному потреблению, а значит волна банкротств малого и среднего бизнеса, который их обслуживал, соответственно плюс обанкротившихся к потенциальной миграции, поскольку ёмкость потребительского рынка в Украине уменьшится, а покупательная способность оставшегося населения точно не увеличится.
  2. Разрушение инфраструктуры. Можно долго спорить об оценках масштабов катастрофы, но они точно исчисляются миллиардами долларов. Вопрос не только в источниках финансирования, а в сроках восстановления даже при бесперебойном финансировании.
  3. Разрушения промышленного и жилого фондов. Огромное количество людей остались без крова над головой или в аварийных зданиях, не подлежащих эксплуатации. Опять же – вопрос не столько в цифрах, но и в том, как скоро они будут обеспечены жильём и, немаловажный вопрос – где именно.
  4. Очень малый запас прочности большинства домашних хозяйств – по оценкам Research & Branding Group [1], проведенного в 2021 году – среднестатистической семье сбережений хватит прожить в среднем на 2,7 месяцев. В совокупности с запретом на выезд военнообязанных мы через 3 месяца будем иметь массу безработных мужчин, в которых армия пока не нуждается, без средств к существованию и не могущих покинуть страну. Рассчитывать на то, что в течение этого периода кто-то обеспечит им хотя бы временную работу преимущественно на Западной Украине – я бы не стал.
  5. Массовые банкротства (явные или скрытые) субъектов хозяйствования всех форм и размеров по совокупности причин (уничтожение производственных мощностей, гибель сотрудников и т.д.), и как следствие – дополнительная волна безработицы.

К уже существующим проблемам добавляется откровенно коррупционное глубинное государство, не гнушающееся активными заработками даже в то время, когда в осажденных городах под бомбежками гибнут мирные жители их страны. У таможенников в это время, как показала практика, не дрожит рука стричь 3-7% от суммы с граждан, пытающихся вывезти из страны непосильно нажитые капиталы или пропустить фуры с деликатесами под видом гуманитарки. Действия налоговиков и прочих проверяющих в это время ничуть не лучше. Так вот – это дно. Это и есть пятая колонна потерявших все берега орков. Без уничтожения их как класса никакое развитие ни в мирное ни в военное время невозможно. Это нужно просто признать. Если в мирное время экономика еще могла тянуть на себе этих паразитов, то сейчас – это вопрос выживаемости самого государства.

Нужно понять, что радикальна перестройка экономики на военные рельсы и адаптация ее к условиям, когда в любой момент производственные мощности, логистические цепи и самое ценное – человеческие ресурсы – могут быть уничтожены нашим ополоумевшим соседом – это задача к которой наши великие теоретики типа Гетманцева не готовы совершенно. При этом воззвания от них – нужно работать – вызывают даже не удивление – а просто сомнения в их адекватности происходящему. Кто будет вкладывать хоть копейку в запуск производства (торговли, сферы услуг) или релокацию – когда их магазины, цеха, заводы могут быть уничтожены вместе с ними и их сотрудниками в одну секунду. Мало того, что владельцы работающих в такое непростое время бизнесов рискуют всем, в том числе своей жизнью и жизнью своих сотрудников, так они еще вынуждены бороться с коррупционным спрутом, опутавшим всю их деятельность.

Без создания простых механизмов функционирования экономики – мы просто обречены. С такой системой нам никто не даст ни копейки ни на какое восстановление. Потому что они будут разворованы самым бесстыдным образом. Мы обязаны организовать работу налоговой, таможни, судов. Это минимум, который даст хотя бы элементарные гарантии функционирования бизнеса, который понимая и принимая все риски решится продолжить работу в Украине.

Нет никаких иллюзий, что решить все это быстро и радикально – не получится. Как показала практика – и налоговая и таможня – это такие системы, попадая в которые человек или становится коррупционной их частью или немедленно выплевывается.

Поэтому: заключить международные договоры и функции украинской таможни передать таможням сопредельных государств. Ни с РФ, ни с РБ торговать мы не будем еще долго, а если даже и будем – пусть поляки или венгры оформляют там грузы. Не наши таможенники, а их, заметьте, заставили задекларировать ввозимые в их страну капиталы. Хотя я думаю им тоже предлагали и даже 2%. Но почему-то наши взяли, а они – нет. Не можем обеспечить честность своих – будем покупать этот редкий товар у других. Пошлины и НДС при импорте, естественно, как шли, так и будут идти в бюджет Украины, а вот контрабанды и мошенничества с импортом станет в разы меньше, а скорость оформления – выше. Немного не такой, но подобный опыт существует на объединенных таможнях Канады и США.

Налоговой запретить все проверки, от слова совсем. То есть – буквально аннулировать все удостоверения сотрудников налоговой службы. Всех сотрудников вы можете увидеть в соответствующих офисах по обслуживанию плательщиков налогов – если они вам нужны. Если перед вами появляется лицо с удостоверением – сразу вызывайте полицию. Это мошенник. Никаких проверок по заявлениям граждан – ни охрана труда, ни трудовые отношения. Сейчас человек, занимающий себя сам и не просящий помощи у государства – ценность. Если он еще и обеспечивает работой других – на вес золота.

Самое сложное – суды. Здесь единственный путь, который видится – по аналогии с таможней – вынести эту функцию за предел страны вообще. Благо с карантинным опытом и развитием технологий судебные заседания в виде видеоконференций уже не новинка, а повседневный опыт. Ввести курс законодательства Украины, например, в британских (американских, канадских) ВУЗах, изменить наше законодательство в части возможности назначения на должности судей иностранных граждан и пусть они отправляют правосудие. Ну если наша система не способна отправлять его эффективно – пусть это за деньги украинских налогоплательщиков делает другая система.

Задача номер один для экономической политики на сегодня – срочно обеспечить занятость трудоспособного населения, которое осталось в Украине. Вряд ли государственные предприятия смогут создать в короткое время такое количество рабочих мест. Поэтому эта задача ляжет на плечи частного бизнеса, который и без того устал от работы не благодаря, а вопреки. Поэтому первоочередной задачей является создание элементарных условий, дающих хоть какой-то шанс убедить бизнес в том, что если государство не может обеспечить ему завтрашний или даже сегодняшний день, то хотя бы делает шаги к тому, чтобы ему не мешать.

ВИКТОР ХЕЛЕМСКИЙ, ДЛЯ “ХВИЛІ”

Добавить комментарий