В Шри-Ланке буквально закончился бензин

0
180

Такие страны как Шри-Ланка наглядно показывают нам что ожидает более успешные страны в не очень отдаленном будущем. И как нужно расставлять приоритеты. Можете не сомневаться – это перспектива для все нас, раньше или позже. Жаль, что над этим не думают и ничего не делают ответственные за подготовку к этим временам…

Шри-Ланка резко сократила выбросы от ископаемого топлива, совершенно непреднамеренно. Мы перестали использовать дизельное топливо, бензин и природный газ просто потому, больше их не импортируем. У нас нет природных запасов и нет средств на покупкуВ стране буквально закончился бензин.

Транспорт для богатых

Чтобы понять, на что это похоже, у моей семьи есть дизельный джип, который теперь является дорогим украшением лужайки. В нем четверть бака топлива, и единственный раз, когда я им воспользовался, был для перевозки оборудования. Теперь я езжу на автобусе, вместо того, чтобы возить детей в школу на этой машине. Он также работает на дизельном топливе, но перевозит более 40 человек и намного эффективнее.

Раньше ездить на автобусе было отстойно, потому что было много машин и пробок. Теперь машин намного меньше, и поездка занимает около 15 минут в сравнению с 30  потогонными минутами ранее. Однако стоимость увеличилась в два раза. В автобусе также намного меньше людей, потому что экономическая активность (т.е. поездки на работу) рухнула.

У нашей большой семьи также есть подключаемый гибрид с запасом хода около 18 км на электричестве, и мы иногда его используем, но в основном мы вообще никуда не выезжаем. Школьная прогулка — единственно важная поездка, и и на этом все. У нас есть велосипеды, недавно ночью я поехал навестить друга, мне пришлось ехать без рубашки, так как было очень жарко.

У большей части страны никогда не было автомобилей, большинство все равно ездило на общественном транспорте, но все инвестиции и «развитие» пошли на богатых засранцев с автомобилями. Теперь все эти автомагистрали, эстакады и даже сами автомобили стали мертвыми активами, а все вдруг вдруг стали зависеть от коммунальных сервисов, которыми мы так долго пренебрегали.

Богатые люди использовали форекс, чтобы ввозить автомобили, топливо, а правительство набирало кредитов для строительства автомагистралей и эстакад, а теперь это все рухнуло, и богатые люди превратились в обычных туристов, удвоив цены для всех.

Бедняки зависели от высокоэкономичного транспорта, такого как мотоциклы и тук-туки (трехколесные транспортные средства), но теперь они застряли в тех же очередях, что и люди с джипами, без каких-либо приоритетов. Мой джип вмещает почти 70 литров, а тук-тук — 20 литров, и оба стоят в одной очереди. Туки также используются для таксования и перевозки товаров, тогда как автомобили предназначены для личного пользования.

Я надеюсь, вы понимаете аналогию, которая заключается в том, что модные, красивые приспособления для богатых — это просто чертовы ручные тормоза для жизни бедняков.

Энергия для богатых

Когда несколько месяцев назад начались отключения электроэнергии, мы купили дешевые (для нас) перезаряжаемые вентиляторы и лампы, которые в целом норм, но все равно были отстойными. Когда отключения продолжились, мы заказали дорогостоящую резервную батарею, и теперь у нас вообще не бывает отключений электроэнергии. Единственное неудобство в том, что мы не можем использовать переменный ток, а все остальное работает.

У нас есть индукционная плита, работающая от электричества и она даже может немного работать от батареи. Итак, мы готовим еду, которая повсеместно становится роскошью. Все эти капитальные активы удовлетворяют наши домашние потребности в энергии. У нас нет отключений электричества, мы не стоим в очередях за топливом для приготовления пищи, мы теперь достаточно самодостаточны.

То, что мы испытываем, в худшем случае вызывает легкие неудобства. Но для людей без капитала энергетический кризис катастрофичен.

Энергия для бедных

Резервное питание от батареи слишком дорого для обычных семей: стоимость нескольких годовых доходов средней семьи (около 1,6 миллиона, при доходе домохозяйства около 100 000 в Коломбо, когда я проверял). У обычных людей просто отключают электричество. Тарифы на электроэнергию также скоро повысятся для всех, хотя по справедливости они должны быть выше для тех, кто больше потребляет (т. е. для богатых).

Наша семья раздала десятки индукционных плит тем, кто не может себе их позволить. Сейчас таких семей около 20 тысяч. Люди целыми днями стоят в очередях, чтобы заправить канистры с природным газом, или часами собирают дрова или покупают их, если повезет. Некоторые творят чудеса, используя всего лишь рисоварку.

Сменявшие друг друга капиталистические правительства выгоняли людей из ставших привлекательными районов, чтобы те переселялись в пустующие инвестиционные кондоминиумы, и теперь эти люди живут в многоэтажных домах. И костер там не разведешь. Так что им полный пиздец.

В доме моего Аччи недалеко от Агалавате всегда использовались дрова, но люди в городских районах едва справляются с приготовление пищи. Для богатых людей «переход на электричество» — это просто еще одно капиталовложение, которое двигает нас вперед, но люди без сбережений просто отбрасываются в средние века.

Теперь они предлагают повысить тарифы на 800% для самых бедных потребителей электроэнергии и всего на 36% для самых богатых. Следуя традиционной политике МВФ, они приносят человеческие жертвы, чтобы дать инвесторам некое мистическое чувство «уверенности». Хотя, угнетение рабочего класса только еще больше вредит «экономике».

Обратите внимание, что я не говорю о «среднем классе», потому что его больше нет. Люди, которые вышли из домов, где готовили на дровах дрова, и ездили на автобусе, за последние 20 лет перешли на газовые баллоны и Suzuki WagonR, но теперь они вернулись к тому, с чего начали. На самом деле – к еще худшему. У них нет сбережений, чтобы изменить свое положение – одни кредиты.

Я говорю о критической дихотомии в климатической «адаптации» между бедными и богатыми. Для богатого это просто неудобно (я меньше езжу на электромобиле), а для бедного это катастрофа (он не может добраться до работы). В капиталистической системе ваша способность адаптироваться зависит от наличия капитала, и это буквально не работает для простолюдинов. То есть, для большинства людей это вообще не работает.

Шри-Ланка является невольным испытательным полигоном того, как будет выглядеть  жизнь при дефиците ископаемого топлива, и я вижу, что без столь значительных инвестиций в общественный транспорт, общественную энергию и даже общественное благо это просто не сработает. Ни одна популяция в здравом уме не поступила бы так с собой, учитывая какое это имеет значение для выживания вида. Без климатического коммунизма, лучшего распределения ресурсов, адаптация к климату — просто самоубийство для простых работяг.

Посмотри на нас. Шри-Ланка – это то, на что это похоже, когда страна полностью отказывается от ископаемого топлива из-за краха капитализма. Еще больше капитализма – это не выход. Нам нужно то, что я называю климатическим коммунизмом. Распределение все более скудных ресурсов вокруг потребностей людей, а не то, что отталкивает “инвесторов”. В Шри-Ланке закончился бензин, и вся планета работает на выхлопных газах. Нужен кардинальный разворот.

Индраджит Самараджива — писатель, живущий в Коломбо, Шри-Ланка


UPDATE

Штурм дворца президента Шри-Ланки

В Коломбо в субботу, 9 июля, группа протестующих, требующих, чтобы президент Шри-Ланки Готабая Раджапакса покинул свой пост, ворвалась в его резиденцию. Как сообщает агентство Reuters, тысячи демонстрантов прорвали полицейские баррикады, часть из них проникла в здание.
Для разгона протестующих полиция применила слезоточивый газ. По данным AFP, президент покинул резиденцию за несколько минут до того, как демонстранты попали внутрь.

Я перевел много статей на тему кризиса в Шри-Ланка от местного аналитика и публициста Индраджит Самараджива. Суть в том, что там также была клановая система, власть богатой олигархии, приближенной к политикам. Там точно так интересы страны сдавались под кредит от МВФ и Всемирного банка. Точно так там снижали налоги богатым и повышали тарифы бедным. Там также, как и у нас, строили дороги, хотя большинство граждан даже не имеет транспорта. И точно также они были уверены в своей безнаказанности.

Сейчас там кончилось топливо, кончилась еда, кончилось электричество.

Шри-Ланка сейчас – это песочница, на которой более богатые страны могут увидеть чем все закончится для них чуть позднее. А более бедные колониальные страны, такие как Украина – чуть раньше.

Вот вам межигорье по шри-ланкийски. Дворец, бассейн, почивальня, автопарк. Жил и ни в чем себе не отказывал, когда народ на улицах буквально голодал.
Не это ли приближается в Украине?

Добавить комментарий