Юрий Романенко говорит, что село должно умереть

0
64

Интересно перечитывать сейчас статьи и свои комментарии 4 летней давности.

Юрий Романенко говорит, что село должно умереть. Потому что John Deer справляется лучше тракторной бригады. Это так. В рамках существующего уклада оно умрет, потому что люди не нужны. Экономическая эффективность ставится выше социальной составляющей.

Мы продадим землю, отселим сельских жителей в города, где они пополнят ряды безработных и потихоньку вымрут.

Кто-то возразит: “они же могут перестроиться, обучиться другим профессиям”. Кто-то сможет, а кто-то и нет. Дело не в этом. Дело в подходе. При таком подходе и городские жители не нужны – это балласт. И через 10-20-30 лет большинство их профессий заменят роботы. Водители, продавцы, официанты, работники заводов и фабрик тоже станут не нужны. Куда их предлагает переселить Юрий Романенко? Колонизировать Марс и Луну, обучаться новым знаниям там?

Целесообразности и эффективности только вредит человеческий фактор.
А чтобы село не вымирало – менять надо существующий уклад, который выгоден не обществу, а немногочисленной “верхушке”.

Разукрупнять латифундистов, обучать новым знаниям, повышать эффективность малых фермерских хозяйств, развивать кооперацию внутри и между кластерами, повышать качество конечной продукции, ее разнообразие, поднимать качество жизни в селе. Да, есть и такой путь. Тогда и на оптоволокно в каждом селе деньги найдуться.
Это если мы ставим Человека на передний план. Мы-то ведь люди…

Вячеслав Горобец, 2017 год


Сейчас я написал бы этот текст в другой терминологии, учитывая все то, что я узнал про село и сельское хозяйство в нашей стране и в мире. Но суть осталась бы та же.

Перечитывая статью 2017 года Юрий Романенко (который несомненно, очень умный человек), уже можно сказать что все, абсолютно все базовые тезисы были ошибочными. Из этого следует вывод, что не безоговорочно верить всему, что говорят “эксперты”, даже если они делают уверенным, безапеляционным тоном. Из-за нехватки кругозора и знаний, их выводы делаются на основе очевидных,  популярных поверхностных суждений…

Дистанционное образование — это прекрасно, но для начала в село нужно протянуть оптическое волокно. За чей счёт? Если в селе 40 жителей и одна школа с 1 учителем и до райцентра 30 км, то какой провайдер за это возьмётся?

  • И вот спустя 4 года в селах, где 40 жителей и ни одной школы – есть оптоволокно. Удивительно, но нашелся провайдер и у меня дом в одном из таких сел!

Умные люди не перестают учиться и умеют признавать свои ошибки, и уже сегодня позиция Романенко изменилась и он часто говорит прямо противоположное своим статьям 2017 года… А нам надо диверсифицировать источники, развивать критическое мымление и учиться думать самостоятельно.

Статья Ю. Романенко –

Кто сказал, что украинское село не должно умирать?

Мой текст и мое видео о неизбежности закрытия школ в Украине и необходимости качественного изменения приоритетов в образовании вызвал ответную реакцию.

Например, известный украинский политолог Владимир Стус на своей странице в Facebook дал развернутый ответ почему этого делать нельзя. Итак, начнем полемику.

Владимир Стус:

Почему Не следует закрывать сельские школы. Ответ Юрий Романенко (Yuriy Romanenko)
Потому, что вслед за закрытием школы, село становится бесперспективным и постепенно вымрет. Школьные автобусы не спасают. Да и дорогое это удовольствие. Что делать с малокомплекными сельскими школами на 30-40 учеников? Начальные классы без изменений. А дальше — дистанционное обучение у лучших учителей страны. Опорные школы должны быть дистанционными! С выбором учителя, сначала родителями, а затем и самим учеником. Лучшие учителя получат возможность одновременно обучать десятки тысяч учеников! Ведь учителю всё равно сколько детей смотрит и слушает его урок дистанционно. Высылаемые задания проверяются другими учителями, а не обязательно тем, что излагает материал на уроке. Эти же учителя консультируют и поддерживают интерактивность обучения. Поле для масштабирования и экономии средств на масштабе просто огромное. Это очевидное решение. Почему власть его не внедряет? Власти олигархов, строящей современное сословное общество не нужно образованное низшее сословие. Им нужно минимально грамотное быдло.
P.S. В этом году моя дочь завершает обучение в одном из британских университетов. Притом, что живет и работает в Дубае. Самое интересное в том, что в её сертификате бакалавра вообще не будет указано, что она училась дистанционно. В то время как за рубежом люди массово переходят на дистанционное высшее образование, наше правительство даже не рассматривает возможность дистанционного среднего образования для жителей отдалённых сел…

Мой ответ: Какие-то села вымирают, какие-то рождаются. Даже сейчас в Украине появляются новые села. Правда, на западной Украине. Я же об этом и писал. Закрытие школ есть следствие умирания сел как уклада. Не нужно 30% населения на селе. Их просто нечем занять. Раньше в трех колхозах могло быть по 10-12 тыс человек. А сегодня те же площади обслуживает 500-800. Потому что «Джон диру» не нужна МТС. Он не ломается. И с помощью спутниковой навигации больше гектаров вспашет. И доярок столько не нужно. Потому в развитых странах занимаются сельским хозяйством единицыНапример, в США им занимаются 2%.

Дистанционное образование — это прекрасно, но для начала в село нужно протянуть оптическое волокно. За чей счёт? Если в селе 40 жителей и одна школа с 1 учителем и до райцентра 30 км, то какой провайдер за это возьмётся? А между тем детей нужно учить здесь о сейчас. Кстати, учить нужно и учителей, чтобы они могли элементарно кнопки нажимать на компьютере и были способны подключиться к дистанционному уроку.

Итак, дорог нет, учителей образованных современных нет, оптиковолокна нет. И даже учебников современных, адекватных эпохе тоже нет. И, самое главное, ресурсов нет. Но село должно быть, ибо должно быть…

? Тогда я всегда задаю вопрос — кто все это оплатит из каких бездонных фондов?

 

Поэтому не нужно изобретать велосипед. Нужно стягивать детей в опорные школы (здесь у нас не с Владимиром противоречий), куда можно провести инет, дать ресурсы и кадры. И тогда вместо 50 школ по 10-50 человек будет одна на 1500. Но полноценная.

Точно также и с селами. Нужно определить опорные точки, где есть жизнь и туда вливать ресурсы. И постепенно делать дороги к селу. Без которых нет жизни. А дорог у нас 450 тыс. км. А «Укравтодор» ремонтирует или делает в год максимум 1000, имея в управлении 170000 км. Вот и считайте сколько времени понадобится чтобы подвести к каждому селу, которое собралось умереть, дорогу.

Ключевой вопрос — зачем спасать то, что обречено? Имея такие ограниченные ресурсы и такие огромные потребности на базовые вещи как инфраструктура, армия, медицина, госуправление и т.д. Мы не можем забивать себе голову вопросами романтики поддержания архаичного уклада. Мы архаичный уклад должны разрушить вместе с институтами, что его поддерживают. Город должен победить село. Пока мы этого не сделаем, мы никогда не станем модерновой нацией.

 

Добавить комментарий