В сухом остатке посыл сериала состоит в критике Капиталистической Системы, в которой невозможно быть победителем. Во время просмотра зритель убеждается, что успех в жизни либо случаен, либо возможен только ценой физического уничтожения окружающих. Все «абсурдные» правила игр – аллегория этого тезиса, так как их итог чаще всего определяется еще до начала соревнования. В мире сериала нет места таланту и компетенции – воплощением этой убежденности служит образ одного из главных героев, который отражает идеал «старого» либерального мира. Молодой человек из условного гетто, который пробился в элиту через упорный труд, талант и обучение в элитном университете. Трансформации, что происходят с ним во время игр, ясно дают понять, что, по мнению автора, подобные надежды на успех через самосовершенствование в мире капитализма ложь, и в этом очередной разрыв с «Королевской Битвой», где компетентность — однозначный плюс в борьбе с авторитарным государством.
Для меня лично, главный парадокс сериала в следующем. Несмотря на то, что по ходу сюжета постоянно подчеркивается, что участие в играх – результат добровольного выбора участников и их коллективного согласия [этот вопрос обыгран очень талантливо в разных сценах], одновременно с героев де-факто снята вся личная моральная ответственность за этот выбор, равно как и за те поступки, что привели их жизненный путь к этой точке отчаяния. Вся ответственность лежит на безликой системе, в которой человек имеет конкретную стоимость в несколько десятков миллионов долларов [образ копилки]. Как бы низко ни падали игроки, смотрящего не покидает ощущение, что каждый из них мог бы оправдаться словами «Не мы такие – жизнь такая». И одновременно, уж не знаю намеренно или нет, только там, где герои сохраняют себя как свободные моральные агенты, они и становятся Людьми, а не Игроками. Вопрос личного морального выбора, однако, теряется на фоне призыва к слому системы и замены ее на нечто иное.
Чем это иное может быть – неизвестно, так как пороки игроков, что доводят их до нищеты вряд ли магически исчезнут. Но это иное должно быть, ибо жить так как показано в сериале – невозможно! И если искать причину популярности Игры Кальмара, то состоит она именно в облечении этого чувства усталости от жизни как она есть в картинку. Чувства, которое объединяет всех смотрящих, где бы они ни были: в трущобах Китая, российских хрущевках или американских пригородах.
И в этом смысле Игра в кальмара знак исторического кризиса: особого момента времени, когда происходит разрыв поколенческого опыта, когда существующее мировоззрение, слова и символы утратили способность описывать присутствующую в опыте реальность. Когда человек больше не знает, что ему думать о мире, и что ему делать в мире. А в силу феномена сознания, история для человека фундаментальней физики, без физики человечество жило тысячелетиями, без истории социум распадается за несколько столетий в лучшем случае, а так гораздо быстрее.
Игра в кальмара не дает ответа на вопросы, но она мастерски придает форму этому смутному чувству невыносимого трагизма повседневности. Родится ли из него надежда или хаос разрушения – покажет время.