Стоимость изготовления одной дозы составит около 1 евро, — говорит проф. Томаш Чах, биотехнолог из Варшавского технологического университета.
Наша вакцина — это вакцина второго поколения, основанная на немного более старой технологии. Мы начали работать над этим в апреле, сразу после того, как разразилась пандемия SARS-Cov-2, и это очень продвинулось. Мы готовы приступить к испытаниям на животных.
- Есть такие страны, как Израиль, где вакцинация проходит быстро. Но мы мало что слышали о вакцинации африканского населения.
Это огромная проблема, потому что на африканском континенте проживает 1,2 миллиарда человек. Вы не можете бороться с коронавирусом, сосредоточившись на вакцинации только определенных стран — тех, которые могут позволить себе платить высокую цену фармацевтическим компаниям. Сосредоточившись на вакцинации в богатых странах, мы не будем бороться с пандемией, потому что вирус мутирует и вернется к нам.
Я считаю, что в Польше единственный способ развивать фармацевтическую промышленность и создавать лекарства, которые будут продаваться по всему миру — это государственная поддержка. В настоящее время, вероятно, нет польской фармацевтической госкомпании, которая занималась бы разработкой и регистрацией новых лекарств на мировом рынке.
— Вопрос только в том, насколько правильна идея национализация медицины?
Хотя я считаю, что государство должно как можно меньше вмешиваться в свободный рынок, думаю, что другого выхода нет по причине недоступности финансирования. Есть отрасли, в которых присутствие государства необходимо. Это не только энергетическая и военная безопасность, но и фармацевтическая сфера. В настоящее время Польша не может гарантировать своим гражданам доступ к лекарствам, потому что более 90 процентов компонентов для производства лекарств нам поставляют китайцы. И такая проблема есть во многих странах … В случае войны или пандемии — ситуации, при которой медицинские препараты должны быть сначала предоставлены гражданам Китая, поляки будут умирать от гипертонии, диабета, рака или инфекционных заболеваний. Это то, что мы видим сегодня, когда обещанные и закупленные нами вакцины по каким-то причинам не доходят до Польши, и ничего не можем с этим поделать.
— Является ли Варшавский технологический университет единственным местом, где ведется работа над вакциной против Covid-19?
Насколько мне известно, над такими решениями работают также ученые из центров в Познани, Гданьске и Вроцлаве. Я очень рад, что чем больше таких исследований, тем больше шансов разработать эффективную вакцину.