Трикратово, Мигия и наследие Скаржинских

0
4115

“Всё познается в сравнении”, говорил Сократ. Наши богачи и олигархи останутся пылью под ногами истории и будут прокляты будущими поколениями. Тогда как наследие, которое оставили богачи и помещики прошлых веков с благодарностью помнят и до сих пор используют потомки. Даже сегодня проекты, в которые вкладывались богатые и влиятельные люди прошлого, инвестировавшие в общественные блага, приносит местному населению доход. Этот опыт нужно обязательно изучать и нам, следовать их примеру и не повторять ошибок.

О Скаржинском я узнал, путешествуя Николаевской областью летом прошлого года (2019). Виктор Петрович Скаржинский — новороссийский помещик и лесовод, херсонский губернский предводитель дворянства, камергер. Вот как описывает его Википедия. Лесовод. Не ЛЕСОРУБ!

Родился в 1788 году в селе Трикраты Ольвиопольского уезда Херсонской губернии в семье полковника второго Бугского полка Петра Михайловича Скаржинского, который “отличился при взятии Очакова, взошедши вместе с храбрейшими один из первых на валы крепости”.После военной службы, Скаржинский занялся своим главным увлечением и страстью – сельским хозяйством. Ему принадлежали обширные земли, доставшиеся ему в наследство от отца. Едешь от Первомайска до Трикратова в течение часа. “А чья это земля? Маркиза Карабаса семьи Скаржинских!“ Одной из главных достопримечательностей этой местности является рукотворный трикратский лес, который исследователь и ученый Виктор Петрович Скаржинский насадил в степной зоне Украины. Конечно, сейчас он имеет далеко не первозданный вид – ни советская власть, ни “эффективные менеджеры” местного самоуправления не смогли даже поддержать его былое великолепие. Но хорошо хоть не вырубили. Однако и сегодня он производит впечатление!

Даже на нормальную табличку для памятника у местной власти денег не нашлось.

Нужно отметить, что Скаржинский усиленно боролся с невежеством местного населения (“робити, як діди робили”): в течение своей неутомимой сорокалетней деятельности он не прекращал убеждать жителей степной полосы, придерживавшихся вековых предубеждений, в необходимости и пользе древесных насаждений, ввиду огромного их влияния на количество и распределение выпадающих осадков, на увеличение влажности воздуха и почвы, на производительность полей, мягкость климата и полноводие рек. Именно благодаря Скаржинскому в Новороссийском крае зародилось лесоводство и садоводство, были введены новые культуры, приспособленные к местным условиям. По нескольку раз он выписывал из Североамериканских штатов, Франции и Германии многие семена, пока породы полностью не акклиматизировались.

Но самый значительный вклад Скаржинского как ученого — это разработка основ степного полезащитного лесоразведения. Он явился одним из зачинателей агролесомелиорации. В первое время его преследовало немало неудач, большие материальные потери. Однако ничто не могло остановить ученого на пути к решению задачи борьбы с засухой.

Основным в земледелии края Скаржинский считал накопление влаги. Для накопления и рационального использования естественных осадков Скаржинский создает пруды, устраивая в оврагах и балках плотины. В своем имении Скаржинский соорудил более сорока прудов и орошал их водой не только поля, но и луга. Наряду с лесными насаждениями, он увлеченно занимался разведением садов. Его трикратский сад насчитывал коллекцию более двухсот сортов плодовых деревьев. Был в его усадьбе и дендрологический сад, содержавший около трехсот видов деревьев; среди них – дуб, береза, сосна, кедр, явор, тополь, клен, модрина, туя, липа. Из редких растений — тюльпановое дерево, мимоза и другие. Славились также Трикраты плантациями виноградника (сто гектаров) и шелковицы (сто пятьдесят гектаров).

На пути Виктора Скаржинского стояли неудачи и разочарования, неблагоприятные климатические и почвенные условия. Только они не смогли остановить его. С каждым годом площадь искусственных лесных насаждений, созданных садоводом, увеличивалась, достигнув в 1853 году огромных размеров (более 400 гектар). Инспектор сельского хозяйства указывал тогда, что в лесах Скаржинского «произрастают 102 рода и 281 вид растений, между которыми немало хвойных пород, разведение которых в южном климате сопряжено с большими трудностями».
Не следует забывать, что у В.П. Скаржинского не было предшественников, на чей опыт и практику он мог бы опираться. Кроме того приходилось преодолевать косность невежество местных землевладельцев, долгие годы не веривших в успех и пользу его начинаний.

С 1819 по 1879 г. под руководством В.П. Скаржинского были посажены лесные урочища «Лабиринт», «Васильева пасека», «Рацинская дача». Особой гордостью В.П. Скаржинского были насаженные им сады, занимавшие 250 десятин земли. В них произрастали 140 сортов яблонь, 81 сорт груш, 20 сортов вишен и слив, 50 сортов абрикосов. Он продолжал дело своего отца по культивированию виноградарства. Ежегодно с виноградников Скаржинских вырабатывалось до 8 000 ведер вина.

Сегодня в осведомленности и технологиях земледелия мы вернулись к начальной точке – увеличению площадей пашни (вместо повышения плодородия), распашке природных территорий и вырубке лесов. В результате имеет обезвоживание, утрату рек, уменьшение количества осадков, деградацию земель и оскудение биоразнообразия. Тупость, жадность и невежество победили опыт и стремление новаторов оставить эту землю в лучшем состоянии, чем она досталась им в наследство.

После смерти Виктора Скоржинского хозяйственную, благотворительную и общественную деятельность продолжали его сыновья. Активными членами Общества сельского хозяйства Южной России были Константин Викторович (1854-1864 гг.), Григорий Викторович, который также активно участвовал в организации медицинского обслуживания населения региона. З 1857 г. был попечителем Бобринецкой больницы. Виктор Викторович Скаржинский в начале 60-х гг. был «почетным смотрителем» Бобринецкого уездного училища, с 1865 г. – действительный член Общества сельского хозяйства Южной России, один из основателей Елизаветградского Общества сельского хозяйства.

О том, как Скаржинские заботились об образовании местного населения и вкладывали в развитие своего края свидетельствует еще одна памятка. В 1890 году внук Виктора Скаржинского – Иосиф – основал в Мигие Ольгинско-Скаржинскую сельскохозяйственную школу. После ее открытия он бесплатно передал ее земству.

Аграрное учебное заведение, действовавшее в с. Мигия в 1890 – 1920 гг. Иосиф Петрович выделил для школы 100 десятин полевой и усадебной земли, необходимое количество тягловой силы, инвентаря и продуктивного скота. До 1895 г. школа содержалась за средства И.П.Скаржинского, затем он подарил ее казне и учебное заведение перешло в распоряжение „Главного управления землеустройства и земледелия”. Большинство учащихся были крестьянскими детьми крестьян, незначительное число происходило из мещан. Обучение в училище было бесплатным, оплата в сумме 130 руб. в год.

Местную достопримечательность – большую водяную мельницу в Мигии также построил помещик Иосиф Скаржинский в 1888 году. Автором непростого проекта был инженер Владислав Яскульский. Пятиэтажное здание построеное среди исполинских глыб из камня и кирпича напоминало дворец-замок. В свое время это было довольно мощное промышленное предприятие, которое производило до 3 тысяч пудов муки в день. В советские времена мельницу переоборудовали в гидроэлектростанцию, которая работает и сейчас.

Жители Трикрат трепетно хранят память обо всем, что связано с представителями рода Скаржинских. Для некоторых это может показаться странным: чем богатеи-помещики заслужили к себе передающееся из поколения в поколение, на протяжении столетий уважение у простых людей? Видимо, все дело в человеческом отношении к людям, забота об их повседневных нуждах. Они оставили после себя построенные церкви, мельницы, учебные заведения, гидротехнические сооружения, а выращенные их стараниями, на засушливых землях, сотни гектаров лесных и фруктовых деревьев – преобразили этот край. Такое забыть нельзя.

Как называется то, что они делали? Долгосрочные инвестиции в общественные блага (землю, знания, инфраструктуру) и будущие поколения. Эти инвестиции приносят прибыль местным громадам и по сей день! Мы утратили понимание насколько важны подобные подходы для нашего будущего, замкнулись на эгоизме, соперничестве и сиюминутном шкурном интересе. История рода шляхтичей Скаржинских напоминает об этом.

То, насколько морально и интеллектуально деградировали богачи современности особенно ярко видно в сравнении с историей рода Скаржинских. Что оставят после себя современные агрохолдинги, олигархи и правители: разваленную промышленность, уничтоженную природу, истощенную землю и разоренные села.
Посетите Трикратово и Мигию, приобщитесь к великим делам и примерам нашего прошлого. Рекомендую прекрасного краезнавца и экскурсовода – Мария

Давно хотел написать эту историю по результатам своей поездки, но руки не доходили. Поделитесь этим знанием с друзьями!

Добавить комментарий