Как капиталисты строили железные дороги в США

0
902

Этим примером показывают как бизнес заменил государство. Однако, часто в таких примерах упускаются важные нюансы.

У кого они купили землю? Где брали деньги на покупку земли? Да и купить землю это полбеды. Нужно ещё где-то достать деньги на строительство дороги. А давайте не забывать про леса, реки, горы, которые создают дополнительные трудности и расходы для строительства.

Давайте расскажу как строилась трансконтинентальная железная дорога в США.

В 1862 в США был принят Закон о Тихоокеанской железной дороге «Pacific Railroad Act».
По этому закону государство бесплатно отдавало землю железнодорожным компаниям. Хотя на уровне штатов передача земли практиковалась и ранее. Повторюсь – БЕСПЛАТНО. С 1850 по 1872 в частную собственность было передано 71 млн гектаров земли! Для сравнения площадь Украины – 60 млн гектаров. Сколько денег это сэкономило бизнесу?
По закону компании получали бесплатно землю на расстоянии 30 метров метров по обе стороны колеи. Позже, продажа этой земли фермерам, которые хотели быть поближе к железнодорожным путям, стала одним из источников дохода компании. Парадокс, но сколько времени прошло, и сейчас Илон Маск зарабатывает похожим образом.
Поскольку ставала собственностью жд-компаний, то они могли под залог этой земли получать финансирование. И тут снова на помощь пришло государство. Государство выпускало государственные облигации номиналом в 1000 дол под 6%. И на каждую милю пути давало 16000 дол финансирования. Сумма финансирования удваивалась, если дорога строилась между горных хребтов. И утраивалась, если дорога проходила в горах.
Так же был предусмотрен механизм контроля. Каждые 40 миль построеных путей (позже уменьшено до 20) должен был проверять государственный уполномоченный.
Как видно из этого примера, это был относительно безрисковый и довольно прибыльный проект. И не удивительно почему многие бизнесмены охотно строили железные дороги и сколотили себе огромные состояния.
Так же нужно понимать, что и желающих получить землю было очень много. Однако такие тендеры получали приближенные к политической верхушке. Одним из таких был Лиланд Стэнфорд, основатель Стэнфордского университета, который на то время занимал должность губернатора Калифорнии.
Только про эти нюансы почему-то забывают и помнят только как капиталисты строили дороги.

Добавить комментарий