Доктор “ДУМ”: дела станут немного лучше, перед тем как сильно ухудшиться

0
1253

В сентябре 2006 года Нуриэль Рубини сообщил Международному валютному фонду то, что они не хотели слышать. Стоя перед аудиторией экономистов в штаб-квартире организации, профессор Нью-Йоркского университета предупредил, что рынок жилья в США скоро рухнет – и, вполне возможно, разрушит мировую финансовую систему. Рубини объяснил, что стоимость недвижимости была основана на сомнительных методах кредитования. Как только цены обвалятся до земли, миллионы простых домовладельцев объявят дефолт по своим ипотечным кредитам, триллионы долларов ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, превратятся в мусор, а хедж-фонды, инвестиционные банки и кредиторы, такие как Fannie Mae и Freddie Mac, ждет банкротство.

В то время мировая экономика только зафиксировала полугодие самого быстрого роста за последние 30 лет. А Нуриэль Рубини был просто неизвестным ученым. Таким образом, в уютной обстановке МВФ его высказывания вызвали меньшую тревогу по поводу пузыря на рынке жилья в Америке, чем обеспокоенность психологическим здоровьем профессора.

Конечно, последующие два года сделали пророчество Рубини историческим, а малоизвестного исследователя развивающихся рынков – в знаменитость Уолл-стрит.

Десять лет спустя «Доктор Дум» снова стал “медведем”. И хотя многие инвесторы делают ставку на «V-образное восстановление», Рубини ставит свою репутацию на L-образную депрессию. Экономист (и ведущий двухнедельных экономических новостейпрогнозирует, что дела станут немного лучше, перед тем как сильно ухудшиться: он предвидит медленный, тусклый (то есть «U-образный») экономический отскок сразу же после пандемии. Но настаивает на том, что это восстановление быстро рухнет под тяжестью накопленных долгов мировой экономики. В частности, Рубини утверждает, что огромные частные долги, накопленные во время кризиса 2008 года и кризиса COVID-19, будут продолжительно снижать потребление и ослаблять кратковременное восстановление. Между тем, старение населения на западе еще больше подорвет экономический рост, увеличивая фискальное бремя государств, уже обремененных опасными долговыми нагрузками. Хотя расходы на покрытие дефицита необходимы в нынешнем кризисе и будут казаться оправданными в начале восстановления, к середине десятилетия они разожгут инфляционный пожар.

Поскольку углубление геополитического раскола между Соединенными Штатами и Китаем вызывает волну деглобализации, негативные шоки от разрушения цепочек поставок, подобные тем, что произошли в 1970-х годах, повысят стоимость реальных ресурсов, даже несмотря на то, что сверхэксплуатируемые работники страдают от постоянной стагнации зарплаты и сокращения пособий. Цены будут расти, а рост прекращаться, поскольку обычные люди будут вынуждены сокращать потребление все больше и больше. Стагфляция породит депрессию. И через все это человечество будет охвачено неестественными бедствиями, от экстремальных погодных явлений, вызванных антропогенным изменением климата, до пандемий, вызванных разрушением природных экосистем.

Рубини допускает, что после десятилетия всеобщих страданий мы сможем приступить к разработке «более открытого, основанного на сотрудничестве и стабильного международного порядка». Но он спешит добавить, что «любой счастливый конец предполагает, что до этого мы найдем способ выжить», наступают трудные времена.

Добавить комментарий