Shell: Жителей сёл, где установлены буровые вышки, целенаправленно спаивают

1
1993

Уже больше недели я езжу по городам и селам Донецкой и Харьковской области, изучая ситуацию с началом деятельности компании «Шелл» на Украине.

Относительно дорог стоило бы написать отдельный репортаж. Если кратко, то во многих местах их практически нет. Только за вчера водитель автомобиля, на котором мы ездили по региону, раз шесть цеплял днищем машины дорогу, и в конце концов пробил себе маслопровод. Теперь он потратит несколько дней и нехилую сумму денег на ремонт. Читая об объёмах средств, потраченных украинским правительством на ремонт дорог в прошлом году, не ожидаешь, что в реальности для передвижения по украинским дорогам тебе реально нужен вездеход или внедорожник (впрочем, сопровождавший нас внедорожник также пару раз цеплял днище, поэтому всё-таки вездеход).

Но вернёмся к деятельности «Шелл» и сопутствующим действиям украинских чиновников. Я уже давно привык к произволу украинских властей всех уровней, но даже мне, антикапиталисту, казалось, что западные корпорации должны вести себя как-то более цивилизованно. Поэтому к открывшейся мне картине я оказался не готов.

Во-первых, для начала бурения выбирались отдалённые сёла в депрессивных районах. Поэтому большинство местных жителей составляют пенсионеры, которые не способны на организованный отпор.

Во-вторых, жителей тех сёл, где уже установлены буровые вышки, в течение последнего года целенаправленно спаивают. Им регулярно привозят дешёвую водку, а иногда и раздают её бесплатно.

В-третьих, некоторые местные жители радуются, что к их сёлам протягивают новые дороги из бетонных плит (по принципу понтонов), а также проводят освещение вдоль этих дорог. Но не факт, что после окончания добычи газа эти дороги не будут разобраны и перевезены в новое место добычи (судя по структуре дорог, плиты из них допускают многократное использование). То же касается и освещения — это делается не ради местных жителей, а ради удобства проведения работ.

В-четвёртых, местных жителей пытаются подкупать многочисленными обещаниями — рабочими местами, ремонтом школ и различной благотворительности. Но пока что школу, которую в прошлом году обещали отремонтировать, в этом году закрыли.

В общем, ситуацию можно охарактеризовать как «колонизаторы выменивают у туземцев золото в обмен на огненную воду и бусы».

Но, несмотря на это, практически все опрошенные нами крестьяне (как и жители городов), против добычи сланцевого газа. Единственное исключение составляют главы сельских советов и чиновники местных администраций. Эти тремя руками «за».

Местные жители пытаются сопротивляться, собирают подписи против, но им не хватает инициативы. Многие растерянно спрашивают «Что мы можем сделать, если собственное правительство нас предало и продало?».

Виктор Федорович может спать спокойно — если здесь кто-то и голосовал раньше за Януковича (мне, кстати, такие не попадались), то после отравления ядовитой водой больше никто этого делать гарантировано делать не будет. Янукович собственными руками убивает собственную электоральную базу, причём «убивает» не фигурально, а реально.

Водный вопрос

Донбасс вообще скуден водой. Практически единственный источник воды здесь — это Северный Донец. Если он окажется отравлен химикатами «Шелл», то почти треть Украины окажется неприспособленной для жизни территорией. При этом недвижимость не будет стоить ни копейки, её даже невозможно будет продать, чтобы уехать. Многим придётся умирать прямо на здесь.

Но даже если допустить, что «Шелл» будет соблюдать все меры предосторожности и обеззараживать свои химикаты (чего она уже не делает, согласно лабораторного анализа ряда проб воды из колодцев), то сам процесс добычи газа из сланцев требует просто огромных объёмов воды. А здесь её не хватает даже на питьё и орошение.

Более того, во многих местах, где проводилось разведочное бурение или всего-лишь сейсмическое тестирование, вода уже пропала. Её просто нет. Колодцы стоят пересохшие, а местным жителям приходится покупать бутилированную воду. Но водой из бутылок ни огород не польёшь, ни скотину не напоишь. Да и вообще покупать воду для местных — слишком дорогое удовольствие.

Возле села Житневе после начала сейсмических тестов полностью пересохло местное озеро. Фактически регион превращается в безжизненную пустыню, из которой скоро будут бежать все, у кого есть такая возможность. Остальные будут вымирать от жажды и ядовитых отходов.

Кстати, при случае поинтересуйтесь у представителей «Шелл», почему с ю-туба и остальных видеосервисов усиленно удаляется фильм «Газлэнд».

Правовой нигилизм

На самом деле компания «Шелл», которую нам подают в качестве «респектабельного партнёра», во многих странах прославилась множественными нарушениями законов. Начиная с многочисленных аварий и загрязнения природы от Нигерии до Канады, и заканчивая уклонением от налогов в своей родной Голландии. Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать в гугле ключевые слова «Шелл скандал».

Например, недавно Shell признала, что в 2008 году в районе дельты Нигера по вине компании произошли две утечки нефти. Больше всего от них пострадали 35 деревень, в которых проживают 49 тысяч нигерийцев. При этом компания признала утечку нефти только после доказательств фактов разлива независимым организациями.

А в Великобритании прямо сейчас разгорается скандал вокруг ядерных отходов. Как выяснилось, за последнее десятилетие опасные вещества слишком часто «терялись». Среди компаний, откуда пропадали опасные вещества, лидирует «Shell».

Украина не стала исключением. Здесь это просто наложилось на коррумпированность правительства и подчинённых им чиновников. Про преступность и невыгодность договора с «Шелл» мы уже писали в двух предыдущих статьях. Но этим дело не ограничилось.

Во-первых, по словам местных жителей, общественные слушания относительно установки буровых скважин и проведения гидроразрыва во многих местах не проводились. В документах утверждается, что они были, и были успешными для «Шелл», но зелёные активисты вчера обошли целое село в несколько сотен человек и не нашли ни одного жителя, который бы там присутствовал.

Более того, даже если слушания проводились, то их результаты фальсифицировались. Например, в двух местах нам сказали буквально «Мы все были против, но в протоколе задним числом написали, что мы за». Видимо, таким же образом «выбирали» Януковича в 2010 году.

И некоторые депутаты местных советов не на камеру (потому что почти все боятся) говорят, что их сельсоветы или вообще не принимали соответствующих решений, или решение было оформлено в пакете с другими документами, где с ним не было возможности ознакомиться.

Во-вторых, идут постоянные нарушения технологии и несоответствия проектной документации. Например, по проекту должно быть четыре котлована, а есть пять, документации на какие-то действия ещё не разработано, а действия уже проводятся и так далее. Такое впечатление, что «Shell» (или, как пишут в листовках зелёные активисты «SS-Hell») чрезвычайно торопится, поэтому и стремится начать добычу как можно быстрее, не взирая на нарушения.

В-третьих, бурение происходит с явными нарушениями законодательства Украины. Находят в целевых сёлах подходящего алкоголика и покупает у него право на аренду его земельного пая за несколько тысяч гривен (обычно это сопровождается спаиванием клиента). Ведь для кустового бурения точность локации не так важна, поэтому она может выбирать из всех местных жителей (а рады радостно предоставляют им информацию про подходящих «клиентов»). После этого они приступают к собственно монтажу вышек.

Это могло бы прокатить в США или других странах, где частная собственность на землю предполагает полное владение всем, что на ней, над ней и в ней. К счастью, в Украине есть такая штука, как «целевое использование земли». И в целевом назначении земли во всех паях стоит «сельское хозяйство».

А недра Украины, согласно Конституции Украины, принадлежат народу (а не владельцу земли). Поэтому без изменения целевого назначения земли и, возможно, ещё целого ряда процедур (вплоть до референдума), «Шелл» имеет право бурить только в собственном носу, в поисках зелёного вещества.

Бездарные инфовойны

Какая власть, такие и информационные войны. Чтобы хоть как-то нейтрализовать зелёных активистов, власть запустила нелепую кампанию слухов, будто всех, кто против добычи сланцевого газа, финансирует «Газпром».

В таком случае тех, кто в Западной Украине выступал против «Шеврон», тоже нужно назвать «рукой Москвы». Я давно говорил, что «Свобода» — это проект Кремля!

К тому же активисты показывают паспорта с пропиской, что они вовсе не мифические «политтехнологи Медведчука», а рядовые жители Донецка, Харькова, Славянска, Краматорска, Изюма, а также окрестных сёл, такие же, как и местные жители. И все прекрасно понимают, что главная угроза нашему здоровью и благополучию — это не мифическая «рука Москвы», а нечистоплотная корпорация «Шелл» и наша собственная «власть».

Отдельно порадовала представитель «Шелл» по связям с общественностью. Девочка с гуманитарным образованием заявляла на круглых столах дипломированным экологам и геологам, обладающим научными степенями и длинными списками научных работ, что они «недостаточно компетентны».

Также порадовал целый «Институт энергетических стратегий», состоящий из одного человека (без собственного сайта и с ЖЖ аж с 14-ю подписчиками), который заявил после наших предыдущих публикаций, что наша аналитическая группа «псевдо-эксперты». Естественно, возражений по существу изложенных фактов он представить не смог.

У меня по этому поводу только два вопроса: Где они находят таких бездарей? И зачем тратить деньги так глупо?

Сопутствующие приключения

В Украине, видимо, совсем нет преступности, и главную угрозу национальной безопасности представляют активисты экологических движений. Поэтому сотруникам СБУ нечего делать, и они преследуют этих активистов. Сегодня за колонной активистов из Донецка почти целый день ездила синяя «Октавия». Вчера за активистами из Харькова по всем сёлам ездила такая же «Октавия», только белая.

Господа «тихари» за годы независимости совсем разучились работать. И это естественно, ведь все честные офицеры давно предпочли уволиться, а не крышевать преступные схемы по разворовыванию народного достояния.

Кроме слежки против эко-активистов применяют и другие методы воздействия. Так против бизнеса эколога Валерия Ловчиновского идёт массированная атака. Ему под надуманными предлогами выписаны космические штрафные санкции, а имущество арестовано. Прежде всего автомобили, чтобы лишить его возможности ездить с инспекциями по вышкам.

А вчера в лобовое стекло арендованного им автомобиля прямо во время движения по трассе с проезжающей мимо машины был брошен большой булыжник. Также угрозам подверглись некоторые другие активисты. По понятным причинам никто заявлений не подавал (кто же будет жаловаться бандитам на их собственные действия?).

Впрочем, ни угрозы, ни штрафы, ни камни никого из активистов не остановили. Наоборот, это только дополнительно мотивирует, потому что за этими действиями чувствуется страх власти перед низовой народной активностью, которую не смогли «возглавить» никакие липовые «оппозиционеры».

Читайте статью «Сделка с Shell. Экономика неравноправного договора» полностью, а также в первую статью цикла «Сделка с Shell. Подводные мины договора»

Александр Роджерс, Хвиля

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Справедливо получается. Раз всей стране такое руководство дали. Теперь их судьба наказывает.

Добавить комментарий