не пойму, о какой именно морали вы тут рассуждаете. Их много, моралей, и они разные. Мораль- это вообще штука не застывшая, а пластичная, не имманентная и богом данная, а детерминированная социальными условиями, эпохой, господствующим социально-экономическим строем, способом производства и вытекающими из него общественными и производственными отношениями. Именно поэтому у богатых своя мораль, у бедных своя, у верующих своя, у атеистов своя и так далее.
Если нет «точки отсчета», или как она называется в философских категориях — «истины» — своя мораль будет у каждого человека! Таким образом, ее как бы и не существует. Люди таким образом — аморальны, согласно вашей позиции.
Когда коммунисты уничтожали церковь — они подменили христианские моральные нормы «кодексом строителя коммунизма». Но у коммунистической партии был тогда авторитет. Ты предлагаешь уничтожить церковь (что в общем сейчас активно делается), и подменить христианские моральные нормы чем? Кто встанет в обществе и авторитетно скажет: «Не укради», или «не пожелай чужого» или «почитай родителей»? Положиться на историческую память? На совесть, которая является очень растяжительным понятием?
Как ты дальше будеть строить общество, без морали?
Если уж есть желание проанализировать «церковь как бизнес» — ну так можно этим заняться.
Для начала ответить на простые вопросы:
1) Сколько регулярных прихожан в вашей церкви?
2) Сколько они жертвуют каждый службу?
3) Сколько стоят требы (да, есть расценки, но для неимущих — все делается бесплатно, обязаны делать)
4) Какая потенциально выручка от продажи свечей и другого товара (с учетом рентабельности)
И с другой стороны
1) Сколько стоит содержание храма (газ, электричество, ремонт)
2) Сколько стоит капитальное строительство (новый храм или хоз постройки)
3) Какие накладные расходы (поездки, бензин, благотворительность, содержание клира)
Соотнесите дебет с кредитом и увидите реальную картину «бизнеса».
Будет статистика — будет разговор. А пока все сводится к тому, что священник должен бесплатно раздавать свечи и обслуживать потребности прихожан.
«И можно ли надеяться на надлежащее внимание батюшки без денег?» — можно. Но подумайте, чем священник питается на завтрак обед и ужин?
Если все подсчитать скурпулезно, получается что церковь — плохой бизнес. А если не бизнес — то что?