Вчера в лучшем клубе столицы на содержании госбюджета – Верховной Раде — было жарко. И провластное большинство, и трехглавая оппозиция четко продемонстрировали свои проблемы.
Парламентское большинство, которое представляют Партия регионов, КПУ и ещё несколько «бесславных ублюдков» провалило голосование за смену руководства Национального банка Украины.
Да, они, эти по выражению австрийского сатирика Карла Крауса, «политические проститутки на казарменном положении» старались, как могли. И график голосования «друг за дружку» составили, и газетками прикрывались, когда руками Конституцию нарушали, но не вышло. Поскольку никакая арифметика в исполнении Михаила Чечетова не заменит живого депутата со своими конечностями.
Стало быть, если бы оппозиция настаивала на принятии закона о персональном голосовании, большинство ПР развалилось бы, как карточный домик.
Юра «Енакиевский» и другие занятые люди ежедневно ходить в сессионный зал не будут. Стало быть, появилась реальная возможность того, чтобы пятьдесят статистов с пачкой карточкой не принимали по ночам новые «реформы» и не назначали главой НБУ человека, который будет заниматься ни сколько гривной, сколько наполнением банковского счета Семьи Януковича и ещё и папе своему, топ-менеджеру с «Газпрома» государственную украинскую тайну расскажет.
У оппозиции другие проблемы. Там есть три руководителя – Яценюк, Тягнибок и Кличко, но нет креативных идей и решительных действий. Не исключено, что их уж совсем убаюкали результаты президентского соцопроса, где все вместе они набирают больше 35% поддержки украинцев. Но опросы и реальность – вещи разные. Украинцы ждут от этих трех активной борьбы с властью, решения вопроса с Тимошенко и Луценко и главное: как выбраться с той грязи, в которой Украина тонет все больше с каждым днем.
Вообще, обидно, когда оппозиция в Раде начинает хоть какие-то действия только, когда заключённая Юлия Тимошенко, то голодовку объявит, то против видеонаблюдения ночевкой в душе протестует. Только тогда оппозиция вспоминает, что она не эскорт власти, не прислуга, а кое-какие, но депутаты. Только тогда в Раде появляются плакаты и блокирование трибуны, только тогда начинается работа, которой собственно и ждали от нее избиратели, когда ставили галочку в бюллетене напротив.
Только за последний месяц, когда был назван состав нового Кабмина, стало понятно, что Янукович и его правительство чувствуют себя в полной безопасности. Иначе в правительстве не появились бы люди, которые даже не скрывают, что будут заниматься исключительно финансовым обеспечением Виктора Януковича. А ключевые посты в сфере госбезопасности не получили бы граждане, которые своей Родиной прямо называют Россию, а не Украину.
Это случилось не потому, что Янукович всесилен, как толкиеновский Саурон, а из-за того, что нет у нас влиятельной оппозиции. Той, которая бы хоть минимально предупреждала буйное помешательство власти. В такой ситуации не о будущем президентстве в 2015 году Яценюку, Кличко и Тягнибоку надо думать, а о том, как совсем не потерять кредит доверия народа. И не полагаться совсем уж на спину Тимошенко и Луценко, поскольку с такой «активностью» других оппозиционеров — эти двое умрут за решеткой.
И ещё один момент. Огромная проблема оппозиции – полумеры и так называемый «конструктивизм». Если ты рьяно крестишься, что не будешь голосовать вместе с коммунистами, и собираешься отстаивать интересы украинцев, а через полчаса отправляешь контингент этих же украинцев на службу в Кот-д’Ивуар, это подлость и обман. Обман той части избирателей, которая голосовала за «Свободу» только из-за того, что думала, что уж эти не продадутся, и не будут вести себя, как прожженные бестии, коих много в том же УДАРе или «Батькивщине». Это банальный пример продажности, из-за которого пропадает вера и в политику, и надежды на лучшие изменения в этой стране вообще.
Хотя на самом деле проблемы Рады показывают, что шансы на выздоровление в Украины есть. Просто нужно: парламенту – обязательное персональное голосование, оппозиции – больше действий и меньше думать о том, что президентство-2015 у нее уже в кармане.
Марина Данилюк-Ярмолаєва, Журналіст