«…Я!» – без обиняков заявлял французский король Луи XIV. В отечественных условиях слова заносчивого Бурбона как никогда актуальны.
Накануне выборов премьер-министр ненавязчиво отождествляет себя с Украиной, спикер – с украинским народом, ну а президент связывает свой низкий рейтинг с досадной незадачей: ему попались негодные подданные, не желающие перевоспитываться и превращаться в сознательную нацию.
А пока государственные мужи и жены разбираются who is who, государство превращается в маргинальную структуру. В нынешней Украине немало успешного и эффективного, но хорошо у нас работает только то, что не связано с государственной машиной.
Отсюда поистине фантасмагорические пейзажи – потоки новеньких автомобилей на разбитых дорогах, роскошные бутики, соседствующие с живописными мусорниками, современная бытовая техника в частных квартирах и предельно изношенные коммуникации советской эпохи…
Украина напоминает поселение на болоте: каждый из нас может выстроить себе благоустроенный домик, но пока совместными усилиями не осушена гнилая топь, на комфортную жизнь рассчитывать не приходится.
Маргинализация государства нарастает с каждым годом. Все, кто умен, целеустремлен, умеет и любит работать, стараются не иметь с родным государством никаких дел и шарахаются от него, словно от больного свиным гриппом. Живой интерес к государственной машине проявляют лишь две категории инициативных украинцев:
1. Коррупционеры, использующие государство для личного обогащения
2. Идейные фанатики, воспринимающие государство как инструмент для навязывания собственных ценностей другим людям.
Первые заняты распилом бюджетных средств, вторые озабочены созданием государственной мифологии и «просвещением» сограждан, неверующих в Нацию и ее Героев. К истинным функциям государства все это не имеет никакого отношения.
Государство – не кормушка для избранных, но это и не премудрый гуру, не святыня и не величественный храм. Государство – это особая форма организации общества, и сакрального в нем не больше, чем в любом жилищно-строительном кооперативе.
Давно прошли времена, когда государство могло служить абстрактным ценностям – короне, религии, нации, идее и т. д. Современное государство служит вполне конкретным гражданам, которые, собственно, и содержат его, платя в казну налоги. При этом их национальность, вероисповедание, культурные предпочтения и взгляды на историю не имеют ни малейшего значения.
Наши соотечественники не появляются на свет, чтобы поклоняться божеству по имени Украинское государство. Наоборот, государство Украина существует лишь постольку, поскольку это нужно 46 миллионам граждан, проживающим по обе стороны Днепра.
Если граждане начинают ненавидеть собственное государство, проблема не в гражданах, а в государстве. Если правящая бюрократия готова объявить миллионы граждан несознательными манкуртами и пятой колонной, государство выносит приговор не им, а само себе.
Казалось бы, это прописные истины, но повторить их лишний раз не помешает. Хотя бы потому, что в настоящий момент во главе Украины находится человек с поистине средневековыми взглядами на природу и функции государственной власти. Виктор Андреевич искренне верит, что первоочередная обязанность президента – не служение гражданам, не эффективный государственный менеджмент и не контроль за соблюдением Конституции, а «воспитание нации». Если ресторанный шеф-повар внезапно решит, что его задача – не выполнять заказы посетителей, а читать им лекции о здоровой пище, заведение очень быстро вылетит в трубу. То же самое можно сказать и о мессианском президентстве ВАЮ.
Конечно, идеальных государств в природе не существует, и просвещенная Европа также не застрахована от проблем. Недавно на туманном Альбионе разразилась скандальная история: премьер-министр Гордон Браун согласился вернуть в казну 12 тысяч фунтов бюджетных средств, потраченных им на услуги уборщицы.
Но вряд ли скандал британского образца заинтересовал бы украинских граждан: скучно, блекло, прозаично и не идет ни в какое сравнение с политическими бурями на Печерских холмах. Видимо, потому, что мистер Браун – не Мессия, не Вождь нации. Единственная надежда Англии и не чудесный «Он». Это просто наемный менеджер, управляющий корпорацией «Великобритания» и подотчетный акционерам – 60 миллионам британских граждан. А демократия для соотечественников Гордона Брауна – не самоцель и не священный идол, а вполне прагматичный инструмент, позволяющий обществу контролировать бюрократов всех рангов, от мэра до премьера.
В Украине подотчетность госчиновников обществу по-прежнему остается фикцией. Не надо иллюзий: гражданский контроль за бюрократией не будет достигнут по мановению волшебной палочки, по воле сильного лидера или революционной толпы. Пропасть между гражданами и государственной машиной придется ликвидировать постепенно, шаг за шагом. На это уйдут годы. И для начала украинцам необходимо отказаться от двух крайностей: неучастия в государственной жизни и отношения к государству как к высшей ценности.
Благодушное «Моя хата с краю!» и звучное «Держава понад усе!» одинаково несовместимы с гражданским обществом.
В свое время сакрализация государства нанесла независимой Украине колоссальный вред. Политолог Владимир Золотарев справедливо отмечает: «В начале 90-х бюрократия чувствовала себя очень неуютно. Бюрократы ходили по струнке и были идеальным материалом, из которого можно было вылепить что угодно.
Однако, для этого нужно было несколько условий и, прежде всего, открытая и широкая дискуссия по поводу конкретных изменений, которые были необходимы. Рух нанес удар именно здесь. «Розбудова держави» понималась как невозможность критики государства. В каждом таком случае начиналась истерика в прессе, которая в большинстве своем, была «про-руховской»… Благодаря руховской политике «не тронь чиновника, он теперь свидомый украинец» государство пришло в себя, окрепло и вернулось в нашу жизнь полноправным ее хозяином».
События последних лет лишний раз продемонстрировали: многие из наших соотечественников готовы простить тупость, некомпетентность и самоуправство любому чинуше, если он позиционирует себя как пламенный патриот, противостоящий зловредным антиукраинским силам.
Правда, на исходе президентства ВАЮ в прикрытии бюрократов живописными вышиванками наметился кризис жанра. Но это не беда! Есть и другие способы превратить государственную машину в священную корову. Рискнем предположить, что в обозримом будущем таким инструментом станет демонстративная борьба за справедливость.
«Не тронь чиновника, он сражается с проклятыми олигархами», – звучит довольно перспективно, не правда ли? Значительная часть украинского общества охотно поддержит номенклатурщиков, играющих в благородных робин-гудов из Шервудского леса. Им будут прощать непрофессионализм, самодурство, бесстыдную ложь и попирание законов.
Единственное, что требуется от бюрократии – время от времени подкидывать стране разоблаченных «врагов народа» и показательно их наказывать. Ну а придирчивых критиков бюрократической машины очень быстро запишут в подпевалы ненавистной олигархии. В принципе, нечто подобное мы уже наблюдали в соседней России в начале 2000-х – боюсь только, что у нас закручивание гаек не будет сопровождаться притоком нефтедолларов…
В преддверии президентских выборов Украину атакуют самоуверенные обладатели Сильных рук, харизматичные Вожди, мудрые Учителя, амбициозные Спасители. Не видно только профессиональных наемников, готовых предложить обществу свои услуги. Даже те, кому сам Господь велел изображать скромных технократов – Яценюк, Тигипко, Гриценко – потешно играют бицепсами и примеряют авторитарный камуфляж.
Но что возьмешь с политиков накануне выборов – они всего лишь удовлетворяют запросы электората. Среднестатистическому избирателю нужен не трудовой контракт с президентом, а кнут и пряник от строгого и справедливого царя. И, пожалуй, это самое грустное. Ибо власть имущие не превратятся в дисциплинированных работников, пока мы сами не дорастем до роли ответственного работодателя.
Михайло Дубинянський, для УП
https://www.pravda.com.ua/news_print/2009/11/6/104778.htm