Мертвая вода

2
2230

Одним из аспектов водной проблемы является состояние малых рек. Для нашей страны этот вопрос особенно актуален.

Сейчас над многими малыми реками нависла угроза гибели. Это во многом связано с уменьшением их водности и заиливанием русла. Причин тому несколько. Прежде всего, это дефицит воды как таковой. Малые реки, равно как и реки большие, страдают от непомерно большого количества плотин. Они лишены естественного тока воды. Особенно это явление опасно для степной зоны. Кроме того, распространение такого явления как аренда водоёмов под рыбные хозяйства приводит, мягко говоря, к злоупотреблениям в регулировании стока. В результате этого многие арендаторы прудов просто прекращают сброс воды с водоёмов в летнее время, чтобы держать её объём на выгодном для себя уровне. В результате лишения водного тока деградируют все водные экосистемы, расположенные ниже по течению. Минувшим летом в некоторых местностях Восточных регионов страны полностью пересыхали реки, которые ранее, по словам старожилов, не исчезали никогда. И всё только потому, что арендаторы прудов в наиболее жаркие перио­ды не давали спустить из водоёма ни одной лишней капли. При этом ток воды с неарендуемых водоёмов был относительно удовлетворительным.

Водопад
"Водопад"

В естественных условиях средняя скорость полного водного обмена в реках составляет всего 11 суток, т.е. за 11 дней вода в реке полностью должна обновляться. Согласно данным объединения общественных организаций «Украинская речная сеть», из-за функционирования гидротехнических сооружений на реках нашей страны скорость водообмена замедлилась в 7-13 раз! Поэтому формирование застойных явлений и цветения воды избежать невозможно даже при значительном сокращении промышленных выбросов. Кстати, случаи полного высыхания и исчезновения малых рек в степной зоне являются первыми признаками опустынивания, о котором экологи предупреждали ещё 2-3 года назад.

Другой бедой малых рек является высокий уровень хозяйственной нагрузки в водосборном бассейне. Если водозащитная зона такой реки не застроена, то часто она бывает распахана. Уничтожение естественной травяной растительности, вырубка деревьев, нарушение агротехнических требований при обработке почвы, одним словом все те нарушения, которые касаются охраны водозащитных зон и водозащитных прибрежных полос, приводят к тому, что в русловый поток попадает такое количество твёрдого материала, что малые речки попросту теряют способность транспортировать его по руслу. Это приводит к накоплению наносов, заиливанию русел, обмелению и деградации, что сводит на нет подпитку речек грунтовыми водами. Вследствие этого происходит вырождение речной экосистемы.

К катастрофическим последствиям для малой реки приводит также безграмотный выпас скота, особенно если река имеет узкое русло и открытый берег. В результате прибрежная полоса превращается в грязевое месиво, которое под воздействием высоких температур затвердевает и становится безжизненной окаменевшей пустошью.

СПРАВКА

Несмотря на наличие 3-й по величине реки Европы (Днепр), Украина относится к маловодным странам. Наиболее обезвоженными регионами являются Юго-Восток и Крым. 60% водных ресурсов страны формируется за счёт малых рек. По приблизительным подсчётам количество рек в Украине, имею­щих длину до 10 км, составляет около 63 тыс.

Многие малые реки находятся вблизи крупных промышленных объектов, которые осуществляют в них сброс отработанных стоков. Понятно, что при незначительном объёме воды в таких реках даже относительно небольшие количества промышленных сбросов превращают их в сточные канавы. В отдельных случаях объём этих сбросов может быть приблизительно таким или даже большим, чем объём стока самой речки. Тогда гибель реки очевидна. В нашей стране наибольшее количество загрязняющих веществ в реки сбрасывают Донецкая (1.540 тыс. тонн), Дне­пропетровская (363 тыс. тонн), Луганская (323 тыс. тонн) области. Интересно отметить, что будучи рекордсменом по вредным выбросам, Донецкая область не располагает ни одной по-настоящему большой водной артерией. Относительно крупный Северский Донец лишь совсем немного проходит по более-менее экологически благополучному северу Донбасса. Таким образом, основной удар в Донецкой области приходится как раз на малые реки, и полностью обеспечить себя водой этот регион не в состоянии.

Для малых рек степной зоны большой проблемой также является высокий уровень их засоления. С одной стороны, эти реки имеют естественный более высокий уровень засолённости по сравнению, например, с реками Полесья. С другой стороны, протекая через районы интенсивной добычи полезных ископаемых, они подвергаются влиянию дополнительных концентраций солесодержащих сбросов горно-металлургиче­ского комплекса (ГМК). Многие шахтные воды содержат радиоактивные материалы. Загрязнению рек во многом способствует и несовершенная система очист­ки сточных вод. Даже наиболее передовые технологии очистки шахтной воды предусматривают весьма противоречивые технологические решения. Например, очистка с помощью известкового молока приводит к значительному подщелачиванию. Для того, чтобы снизить щёлочность воды, её нейтрализуют серной кислотой и сбрасывают в реки.

Непростая ситуация наблюдается и в районах интенсивного аграрного производства, где в реки могут попадать минеральные удобрения и пестициды. Нельзя не вспомнить и аварийное состояние ЖКХ. Полуразрушенные отстойники, изменение качественного состава стоков и устаревшая система их очистки, всё это нередко приводит к тому, что коммунальные выбросы в малые реки происходят фактически напрямую, в неочищенном виде. Это вызывает не только химическое, но и бактериологическое загрязнение.

Нередко все указанные выше неблагоприятные факторы действуют в комплексе, тогда малая речка подвергается одновременно сокращению обводнённости в результате функционирования плотин, заиливанию под воздействием уничтожения прибрежной растительности и высокого уровня распаханности, загрязнению в результате промышленных и коммунальных стоков. При таком комплексном воздействии от речки остаётся одно название. Потом все такие «реки» текут в крупные водные артерии, воду которых мы используем. А мы, как известно, сами на 80% состоим из воды. Комментарии, как говорится, излишни…

Иногда власти с трудом изыскивают средства на чистку русел малых рек. Однако куда более действенными являются меры по недопущению всех упомянутых выше негативных факторов. Сейчас ряд экологов и гидрологов предлагают либо демонтировать значительное количество гидротехнических сооружений, либо хотя бы понизить уровень воды в них, чтобы увеличить проточность рек. С другой стороны, в период дефицита и высокой стои­мости энергоносителей звучат предложения о создании гидроэлектростанций на малых реках. Подобная идея преподносится как разновидность альтернативной энергетики с высоким уровнем экологичности. Однако, учитывая весь негативный опыт воздействия плотин на реки, вряд ли утверждения об экологичности малой гидроэнергетики можно воспринимать серьёзно.

Состояние прибрежной растительности у русел малых рек во многом определяет их уровень загрязнения и процесс самоочищения. Поэтому контроль за соблюдением водоохранных зон и прибрежных полос имеет чрезвычайно важное значение. Только та речка, в долине которой максимально cохранились естественные природные комплексы, способна осуществлять саморегуляцию и самоочищение. Этот факт ещё раз наталкивает нас на мысль о правильной расстановке акцентов при решении экологического вопроса: необходимо в первую очередь заниматься не проблемами окружающей среды, а проблемами природы. Только максимальное восстановление и расширение дикой природы и кардинальное снижение человеческого вмешательства в ее естественный ход жизни позволит разобраться с проблемами, от решения которых напрямую зависит будущее на этой планете.

Отзывы на статью можно прислать на e-mail: ecologist @ ukr.net

Алексей Бурковский

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Вот читаю я всё здесь и душа болит.Что мы оставим потомкам? Этот прогресс в мире он так стремительно куда-то несётся…думаю в никуда. А с водой проблема уже остра,дальше будем драться за воду.

  2. Ирина, не у одной у вас сердце болит. Но надо не просто наблюдать происходящее — надо что-то делать. Не оставаться безразличным наблюдателем, когда твориться какое-то беззаконие — делать замечание, бороться. И, как это не странно звучит — идти в депутаты, брать власть в свои руки! Только так мы не просто будем бороться с уродливыми проявлениями действующей коррумпированной власти, но реально сможем что-то изменить в нашей стране.

    Да-да, главная проблема нашей страны в том, что нормальные люди наблюдают происходящее со стороны, потому что считают что политика — это грязное дело, и у них болит сердце. А падонки, которые как раз и делают политику "грязной", сидят у руля, и если у них что и болит, так это живот, от обжорства.

комментарии закрыты.