Мы живем в эпоху монополий

0
384

Как раз к Давосу вышел доклад «Взято, а не заработано: Как монополисты приводят к разделению власти и богатства в мире» — доклад коалиции международных групп, выступающих за справедливость в вопросах налогообложения и против корпораций:

Все — даже Всемирный экономический форум — говорят, что неравенство богатства — серьезная проблема, подтачивающая нашу политику и социальную сплоченность. В данном отчете это неравенство связывается с монополиями, которые порождают миллиардеров, разрушающих мир.

Рост монополий за последние 40 лет стал результатом конкретного, сознательного выбора политики. Как отмечается в докладе, самые богатые люди Америки вложили огромные средства в нейтрализацию антимонопольного законодательства с помощью доктрины «благосостояния потребителей».

Это экономическая теория, которая приравнивает монополии к эффективности: «Если все покупают одни и те же вещи в одном и том же магазине, это говорит о том, что магазин делает что-то правильное, а не что-то преступное». 40 лет назад и с тех пор богатые люди финансируют аналитические центры, университетские программы и даже программы «непрерывного образования» для федеральных судей, чтобы продвигать этот тезис:

https://pluralistic.net/2021/08/13/post-bork-era/#manne-down

Они делали это не по идеологическим соображениям — они преследовали материальные цели. Монополии приносят огромные прибыли, а эти прибыли — огромное богатство. Возникновение и рост сверхбогатых не может быть отделено от возникновения и развития монополий.

Если вы новичок, то можете подумать, что слово «монополия» относится только к сектору, в котором есть только один продавец. Но экономисты не это имеют в виду, когда говорят о монополиях и монополизации: для них монополия — это компания, обладающая властью. Экономисты, говоря о монополиях, имеют в виду компании, которые «могут действовать самостоятельно, не обращая внимания на реакцию конкурентов, покупателей, работников или даже правительства».

Один из способов измерения этой власти — наценки («разница между ценой продажи товаров или услуг и их себестоимостью»). Очень крупные компании в концентрированных отраслях имеют очень высокие наценки, и они становятся все выше. В 2017-22 годах средняя наценка 20 крупнейших компаний мира составляла 50 %. В 100 крупнейших компаниях средняя наценка составляет 43 %. У наименьшей половины компаний средняя наценка составляет 25 %.

Эти наценки резко выросли во время блокировки рынка — как и богатство миллиардеров, которым они принадлежат. Технологические миллиардеры — Безос, Брин и Пейдж, Гейтс и Балмер — все сделали свои состояния на монополиях. Уоррен Баффет — гордый монополист, который говорит, что «самое важное решение при оценке бизнеса — это ценовая политика… Если перед тем, как поднять цену на 10 процентов, вам нужно провести молитвенное собрание, значит, у вас ужасный бизнес».

Мы живем в эпоху монополий. В 1930-х годах на долю 0,1% крупнейших американских компаний приходилось менее половины ВВП Америки. Сегодня этот показатель составляет 90 %. И этот процесс ускоряется: число глобальных слияний увеличится с 2 676 в 1985 году до 62 000 в 2021 году.

Сторонники монополии утверждают, что эти цифры оправдывают их. Монополии настолько эффективны, что все хотят их создать. Эта эффективность проявляется в наценках, которые могут устанавливать монополии, и в прибыли, которую они могут получить. Если монополия имеет наценку в 50%, это просто «эффективность масштаба».

Но какова реальная форма этой «эффективности»? Как она проявляется? Авторы доклада отвечают на этот вопрос одним словом: власть.

Монополисты обладают властью «извлекать богатство, ограничивать свободы, манипулировать или управлять значительно большим числом проигравших». Они становятся привратниками и создают заслоны, которые могут использовать для повышения цен для своих клиентов и снижения выплат своим поставщикам:

https://chokepointcapitalism.com/

Эти «точки доступа» позволяют монополиям узурпировать «одну из высших прерогатив государственной власти — налогообложение». Продавцы Amazon платят налог в 51%, чтобы продавать на платформе. Поставщики App Store платят налог в размере 30 % с каждого доллара, который они зарабатывают на своих приложениях. Это приводит к увеличению расходов. Рассмотрим товар, производство которого стоит 10 долларов: нижние 50% компаний (по размеру) будут брать за него в среднем 12,50 доллара. Крупнейшие компании будут брать 15 долларов. Таким образом, монополии не только делают своих владельцев богаче — они делают беднее и всех остальных.

Эта власть устанавливать цены и лежит в основе инфляции жадности (или, более вежливо, «инфляции продавца»). Руководители крупнейших компаний мира постоянно выступают перед инвесторами и хвастаются этим:

https://pluralistic.net/2023/03/11/price-over-volume/#pepsi-pricing-power

Продовольственная система крайне монополистична. Семья Каргилл владеет крупнейшим в мире сырьевым трейдером, благодаря чему они сколотили семейное состояние стоимостью 43 миллиарда долларов. Cargill — одна из компаний «ABCD» («Archer Daniels Midland, Bunge, Cargill и Louis Dreyfus»), контролирующих мировые поставки продовольствия, и во время блокировки они утроили свою прибыль.

Монополии обдирают всех — даже правительства. Компания Pfizer взимает с NHS 18-22 фунта стерлингов за вакцины, производство которых обходится в 5 фунтов стерлингов. Они обобрали британское правительство на 2 млрд фунтов стерлингов — этого достаточно, чтобы оплатить прошлогоднее повышение зарплаты медсестрам NHS, причем шесть раз.

Но монополии также жестоко обращаются со своими поставщиками, особенно с работниками. По всему миру антимонопольные органы выявляют соглашения о «фиксировании заработной платы» и «запрете переманивания» среди крупных компаний, которые вступают в сговор, чтобы ограничить заработок работников в своем секторе. Профсоюзы сообщают, что заработная плата работников определяется алгоритмами. Начальство обязывает сотрудников не заключать контракты и выставлять огромные счета за «обучение»:

https://pluralistic.net/2022/08/04/its-a-trap/#a-little-on-the-nose

Монополии развращают правительства. Компании с огромными наценками могут тратить часть этих денег на лоббирование. 20 крупнейших компаний мира тратят более 155 млн евро в год на лоббирование в США и только в США, не считая денег, которые они тратят на отраслевые ассоциации и другие структуры, лоббирующие от их имени. Большие технологии лидируют в лоббировании, на них приходится 82% расходов на лоббирование в ЕС и 58% — в США.

Одним из ключевых приоритетов монополий является блокирование мер по защите климата: от лоббирования Apple против права на ремонт, которое создает огромные горы электронного мусора, до лоббирования энергетических монополистов против возобновляемых источников энергии. А энергетические компании становятся все более монополистичными: Exxon mobil потратила 65 миллиардов долларов на покупку Pioneer, а Chevron — 60 миллиардов долларов на покупку Hess. Многие из богатейших людей мира являются монополистами в области добычи ископаемого топлива, например Чарльз и Джулия Кох, 18-й и 19-й богатейшие люди в списке Forbes. Они тратят состояния на отрицание климата.

Когда люди говорят о влиянии миллиардеров на климат, они, как правило, сосредотачиваются на углеродном следе их особняков и частных самолетов, но истинные экологические издержки сверхбогатых людей связаны с лоббированием против возобновляемых источников энергии и за выбросы, которое они покупают на свои монопольные барыши.

Хорошая новость заключается в том, что ситуация с монополиями меняется. Коалиция «предприятий, рабочих, фермеров, потребителей и других групп гражданского общества» создала «удивительно успешное антимонопольное движение». За последние три года было принято больше регулирующих мер против корпоративных слияний, завышения цен, хищнического ценообразования, трудовых злоупотреблений и других пороков монополии, чем за последние 40 лет.

Деловая пресса постоянно публикует редакционные статьи, в которых утверждает, что такие силовики, как Лина Хан, ничего не делают. Конечно, WSJ, Хан ничего не делает — вот почему вы написали о ней 80 редакционных статей:

https://pluralistic.net/2023/07/14/making-good-trouble/#the-peoples-champion

(Хан сражается как сумасшедшая. Только за последний месяц она убила четыре мегапоглощения).

https://www.thesling.org/the-ftc-just-blocked-four-mergers-in-a-month-heres-how-its-latest-win-fits-into-the-broader-campaign-to-revive-antitrust/

ЕС и Великобритания предпринимают действия, которые еще несколько лет назад были бы просто немыслимы. В Канаде наконец-то появится настоящий закон о конкуренции: правительство Трюдо пообещало добавить в антимонопольную систему Канады правило «злоупотребления доминирующим положением».

Еще более интересными являются подвижки на глобальном Юге. В Южной Африке «законодательство о конкуренции содержит некоторые из самых прогрессивных идей»:

Она активно стремится к расширению участия в экономической жизни, особенно для «исторически неблагополучных лиц», в рамках рассмотрения общественных интересов при принятии решений о слиянии.

Бальзак писал: «За каждой большой удачей скрывается преступление«. Есть шанс, что в списке преступлений есть нарушение антимонопольного законодательства. Избавление от монополий не избавит вас от всех миллиардеров, но уж точно избавит от чертовски большого их числа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!