Последние несколько десятилетий мы жили в совершенно другой экономической эпохе — Эпохе Изобилия.
Товары, потребляемые сверхбогатым Западом, были сверхдешевыми. Цены были искусственно заниженными. Как же производились эти товары, которые американцы и европейцы сейчас покупают на Amazon? За счет чего достигалась дешевизна? В Китае была армия дешевой рабочей силы, жившая в общежитиях, работавшая на фабриках в викторианском стиле, в условиях, с которыми жители Запада никогда не согласились бы в своих странах.
Эта армия дешевых рабочих производила все, от электроники до бытовых товаров, из искусственно дешевых ресурсов: российской нефти, газа, электричества. Реальной ценой которых стала кровавая и жестокая война, развязанная российским диктатором.
Эпоха Изобилия — период сразу после окончания промышленной революции, последние несколько ее десятилетий. В этот период — с 1990-х до недавнего времени — жители Запада наслаждались изобилием вещей, невиданных доселе в человеческой истории. А такие личности как Безос — торгаши мирового масштаба — сделали эти искусственно дешевые вещи доступными по всему западному миру.
На чем основывалась экономика эпохи изобилия? На том, чтобы не платить скрытые расходы. Истинная стоимость российской нефти и газа, которая поддерживает работу китайских заводов — война и диктатура. Затраты на вырубку лесов планеты, загрязнение океанов пластиком и разрушение экосистем — климатический кризис и стихийные бедствия. Некоторые предупреждали об этих затратах, но были осмеяны и отвергнуты как дураки, разжигатели страха и паникёры. Основная идея заключалась в том, что Изобилие может продолжаться вечно.
И на этой идее до сих пор базируется наша экономика. Следовательно, лечение состоит в том, чтобы поднять тарифы, если разразится инфляций. Это как химиотерапия при раке — нужно убить рак быстрее, чем мы убьем пациента. В этом и есть вся экономика. Но что, если у пациента нет рака?
У нашей мировой экономики нет рака. У нее кое-что еще более серьезное — отказ органов. И он случится быстрее, и с худшими последствиями.
Чем, на самом деле вызван вызывает рост цен во всем мире? Это три причини, но суть у них одна:
- Война, развязанная Россией.
- Последствия Ковида.
- Изменение климата.
Все это — последствия индустриальной эпохи. Ее побочные эффекты, которые стали доминировать над его «основным»: ложным Изобилием, которое, как доказано, недолговечно. Побочные эффекты экономики, основанной на ископаемом топливе, концентрация того, что экономисты называют «внешними эффектами», непредсказуемыми последствиями:
- Вся власть в руках диктаторов, развязывающих войны.
- Все деньги в руках миллиардеров.
- Концентрация выбросов в воздухе
Долгое время мы могли делать вид, что издержек индустриальной эпохи не существуют: деньги попали не в те руки, загрязнение кратно усилилось, выросло неравенство, отчаяние, изоляция, невежество и так далее. Но сейчас невозможно это отрицать. Потому что внезапно все они оказались в сверхконцентрированных формах и привели к отказу органов нашей цивилизации.
«Отказ органов» — не совсем метафора. Почти буквально органы нашей цивилизации умирают. Легкие планеты — Амазонка — теперь являются чистым источником выбросов углерода, а не поглотителем. Реки по всему миру высохли, и вспыхнули мегапожары. Это привело к мегамасштабным неурожаям. Тем временем сама демократия угасает и деградирует, потому что стагнация в течение десятилетий заставила людей отказаться от ее институтов и привести фашистские партии к власти повсюду — от Америки, бывшем столпе демократии, до таких стран как такие как Швеция.
Цивилизационная недостаточность. Легкие и печень — леса, океаны и реки. Кровь и сердце — нации распадаются, скатываются в изоляционизм, замедляется торговля, вспыхивают войны. Почки и кишечник, не способные перерабатывать отходы. Поджелудочная железа — ферменты, катализирующие обмен веществ в организме, или в нашем случае институты. Конечности — люди, предпринимающие коллективные действия для решения проблем, животные, подвергающиеся массовому вымиранию. Мозг — демократия.
Мы находимся в состоянии цивилизационной недостаточности органов. Кажется, что наш мир охватывает усиливающийся хаос, он парализован, слаб, окружен проблемами, которые мы не в состоянии решить.
Нам нужны новые органы, а не химиотерапия. Нужно восстановить все экосистемы, которые мы разрушили, иначе у нас нет будущего. Мы не можем выращивать урожай, производить воду, энергию, воздух в необходимых объемах. Экологические органы нашей цивилизации отчаянно нуждаются в трансплантации.
Затем — институциональные органы. Центральные банки делают три вещи: повышают и понижают, а также ссужают деньги банкам и корпорациям. Не годится. Так делали в индустриальную эпоху, сейчас это не работает. У каждого должен быть прямой счет в вашем центральном банке, чтобы не приходилось каждый год платить какому-то социопату с Уолл-стрит 3% от вашего дохода. Это аналогично тому, что давать религиозную десятину ИГИЛ. Счет должен быть открыт, бесплатен, и его следует пополнить «вертолетными деньгами», именно потому, что времена сегодня такие тяжелые. Прямо противоположное повышению ставок — вложение в людей.
Сегодня люди, уже имеющие огромные долги (а это большинство из нас), платят намного больше для обслуживания этого долга, что делает невозможным инвестирование. К 2030-м годам наши системы, которые сейчас неустойчивы: базовые, продукты питания, вода, энергия, медицина, демократия, деньги — фактически и окончательно исчезнут.
Это не учебная тревога и уж точно не шутки. Это очень, очень реальный кризис мегамасштаба.
Изобилие закончилось. Пришел Дефицит. И вместо того, чтобы решить проблему, исправив нашу систему, мы делаем ее еще хуже.
Умаир Хак