Вытащите свою голову из облаков — мы умираем здесь внизу
Джефф Безос, самый опасный политик в мире, отправился в 11-минутное космическое путешествие на высоту 62 мили на беспилотном космическом корабле с целью рекламы космических полетов.
Как будто выбросы самолетов недостаточно ужасны для планеты Земля.
Подобно космическому полету уклоняющегося от налогов Ричарда Брэнсона, и пуски SpaceX Илона Маска в сентябре, это стало акцией популяризации суборбитального туризма для гиперэлиты.
Интерес Безоса к космосу появился еще в подростковом возрасте. Как сказал тогда выпускник средней школы местной флоридской газете, он мечтал «построить космические отели, парки развлечений и колонии для 2 или 3 миллионов человек на орбите».
Это напоминает душераздирающую антиутопию «Элизиум», где сверхбогатые резвятся на курорте в облаках, эксплуатируя и добывая ресурсы у страдающих масс внизу, на земле.
Перенесемся в сегодняшний день, когда мечта Безоса стала ближе к реальности. Blue Origin ставит целью «построить коммерческую империю во всех основных секторах космической экономики». Девиз компании на латыни — «Gradatim Ferociter». Шаг за шагом, неудержимо.
Джефф Безос мечтает колонизировать космос, и если британская история нас чему-то и научила, так это тому, что колонизация не заканчивается ничем хорошим.
Оплачено вами
Летать в космос дорого. Жизнь в космосе абсурдно дорогая. Если быть точным, это будет стоить десятки, если не сотни триллионов долларов — сделать необитаемое пригодным для жилья ультраэлит. Средства, которые могли бы решить проблему глобального потепления, восстановить леса на планете, спасти океаны, обеспечить крышей над головой нашу глобальную семью, поставив на путь устойчивой биоэкономики. Или отправить в небо горстку богатых людей.
Давайте будем честными: полет Джеффа в космос был оплачен десятилетиями финансируемой государством науки, эксплуатацией рабочих Amazon, ухудшением состояния окружающей среды, демократическими манипуляциями и уклонением от уплаты налогов, подкрепленное вопиющей финансиализацией и раздутыми долгами, разрушающими экономику и вашу покупательную способность.
Вместо того, своим работникам справедливую оплату труда и достойные условия, чтобы стремиться к устойчивому развитию, вносить свой вклад в издержки цивилизации, из которых Amazon извлекает огромные богатства, Джефф летит в космос, за огромную цену, которую платит Земля и ее жители.
Уже сам полет в космос несет издержки для тех, кто находится внизу. Space Ship Two компании Virgin Galactic использует синтетический каучук в качестве топлива и сжигает его с помощью закиси азота, выбрасывая черный углерод в верхние слои стратосферы, что может вызвать эффект ядерной зимы. Falcon 9 компании SpaceX производит выбросы углекислого газа, эквивалентные 395 трансатлантическим полетам.
Почему миллиардеры так одержимы космосом и так мало заботятся о земле? Неужели они хотят спасти человеческую расу, не беспокоясь о планете, к которой люди лучше всего приспособлены?
Космический туризм прославляет неравенство
Места в Blue Origin стоят 28 миллионов долларов — более 42 000 долларов в секунду.
Достаточно, чтобы прокормить 1050 голодающих детей в Бурунди в течение года.
Справедливо ли позволять гиперэлите путешествовать в космос, тогда как их соплеменники голодают на земле? Когда миллион человек в день загоняют в трущобы? Пока страдают миллиарды и планета буквально рушится?
Я уже призывал ввести налог на непристойную роскошь мега-яхт. Если гражданское общество одобрит элитный космический туризм, нам нужно будет включить космический налог в размере 1000+%.
Людям не место в необитаемом космосе
Я уже говорил и скажу еще раз: Людям не место в необитаемом космосе.
Я верю в то, что homo sapiens идеально приспособлены для жизни на планете, которую мы называем Землей. Мы не приспособлены к жизни в космосе и, вероятно, никогда не будем.
И все же Илон Маск считает, что мы могли бы выжить на безжизненном Марсе. На самом деле — нет. Люди не созданы —
- для искусственной гравитации.
- для космических уровней радиации.
- для закрытых космических станций.
- для дыхания сжатым воздухом.
- для промышленной воды.
- для продуктов, выращенных в закрытых помещениях.
Нам нужно наше солнце, наша гравитация, наш уровень радиации, свежий воздух, открытые пространства, природная минерализованная вода и буквально миллионы других вещей — на химических, молекулярных, биологических и еще не открытых уровнях — которые позволяют homo sapiens жить и развиваться. Будем надеяться, что когда-нибудь мы найдем копию земли, действительно пригодную для жизни, но воссоздавать Землю с нуля — это нелепо.
Нужно обладать немыслимым высокомерием, чтобы думать, что миллионы людей могут жить здоровой жизнью в непригодном для жизни пространстве от рождения до смерти. Это не невозможно, но сама стоимость воссоздания земной среды обитания настолько велика, что если бы мы вместо этого вложили ее в землю, мы могли бы сделать это место почти раем.
И если мы сожжем триллионы на колонизации необитаемого пространства, земля превратится в ад.
Почему богатые так одержимы космосом?
Во-первых, колонизация космоса может быть очень прибыльной, а богатые ничего не любят больше денег. Космические инвестиции — это всего лишь продолжение нашего злокачественного земного корпоративизма. Мы уже живем в мире в стиле Элизиума, где богатые процветают в красивых анклавах за счет обедневших наций. Если элита сможет сделать космическое проживание комфортным, человечество вполне может миром, в котором богатые используют землю как колонию, управляя ей издалека.
Но есть и более глубокие мотивы, чем деньги.
Я думаю, что элита хочет полететь в космос по тем же причинам, по которым они покупают частные острова, строят мега-яхты за 500 миллионов долларов и подземные бункеры:
Они боятся восстания.
Они знают, что их бизнес нанес ущерб земле и ее обитателям. Они знают, что взобрались на вершину только потому, что заставляли других страдать. И они знают, что это лишь вопрос времени, когда правосудие постучит в дверь.
Когда на Земле будет десять миллиардов жителей, когда планета будет в огне, когда основные ресурсы станут предметом борьбы, когда жилье станет недоступным, а все и вся превратится в товар, борьба за основы жизни станет основным смыслом, и список Forbes 400 богачей будет очень востребован.
Они пытаются построить утопию.
Рай на земле, рай в облаках. Идеальный покой, идеальный отдых. Едва ли они знают, что это никогда не произойдет. Томас Мор, придумавший слово «утопия», образовал его от двух латинских корней, означающих «нет места». Утопии просто не существует, потому что человеческое сердце безнадежно испорчено.
Нам обязательно нужно полететь в космос
Я не хочу сказать, что мы должны прекратить исследование дальнего космоса. Отнюдь. Это помогло бы обнаружить полезные минералы, ресурсы и сделать новые научные открытия. (Хотя даже эти открытия будут действительно полезными только в том случае, если они принесут пользу массам, а не только гиперэлитам.)
Нам также следует искать другие пригодные для жизни планеты, чтобы, возможно заселить их, когда наше солнце сгорит через несколько миллиардов лет. Но прежде чем мы приступим к этой работе, нужно сохранить то, что у нас уже есть.
Если мы не можем создать справедливую, демократическую, устойчивую биоэкономику замкнутого цикла здесь, на Земле, нельзя экспортировать нашу добывающую, хищническую природу на неизвестные планеты! Нам нужно заложить правильный фундамент здесь, прежде чем пытаться двигаться в другое место. Нам нужно заслужить право полететь в космос.
А пока давайте откажемся от идеи, что миллионы богатых будут жить в бункерах в непригодном для жизни месте вроде Марса, Луны и космических кораблей. Эти заблуждения обходятся слишком дорого и слишком сильно сказываются на том, что на 100% действительно работает — реальном мире.
Джаред Брок