1) Не больше 2 ГА сельхозземли на человека (в пользование)
2) Запрет аренды
3) 5 лет не работаешь на земле, не используешь по целевому назначению, ухудшаешь качество — до свидания. Государство забирает (если частная собственность — с материальной компенсацией).
В промышленном сельхозпроизводстве частный собственник вообще не нужен. Государство без частного собственника посеет и соберет кукурузу. Это не ракеты на луну отправлять.
Нам не нужен частный собственник на земле, которая является общественным достоянием, не только современного, но и будущих поколений. Частный собственник буде брать землю в пользование и заниматься переработкой.
Так избавимся от латифундий, монокультур, химии, убыточного промышленного земледелия. Восстановим биоразнообразие и ландшафты, сохраним реки и водные ресурсы. Повысим эффективность сельхозпроизводства (в разы). Обеспечим глубину переработки, занятость на селе, диверсификацию и продовольственную безопасность.
«Свободный рынок» и ВВП не могут быть самоцелью. Самоцель — богатый, здоровый и образованный украинец.
Вячеслав Горобец
В этом весь асбурдный агробизнес, который уничтожает природу и грабит бюджет, фактически существуя за счет малого бизнеса — основных налогоплательщиков. Какого еще «рынка» вам не хватает?
Алексей Кущ: Если предложить фермеру производить более сложную агропродукцию — ягоды, фрукты, овощи, а также молочную и животноводческую продукцию, он скажет: «А зачем мне этим заниматься абсолютно без каких-либо государственных дотаций, если можно экспортировать зерно и еще получать возмещение НДС?»
Экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ: очень часто экспортеры, когда приходят в банк брать кредит, в качестве источника погашения этого кредита указывают возмещение НДС.
«То есть государство обеспечивает рентабельность экспортеров и, фактически, формирует их прибыль», — сказал он в комментарии изданию.
При этом в сырье как раз нет добавленной стоимости — она появляется в результате более сложного животноводческого и обрабатывающего производства.
«Поэтому, если мы говорим о налоге на добавленную стоимость, государство должно возмещать именно добавленную стоимость», — отметил Кущ.
Есть также вопрос мотивации, добавляет эксперт.
Если предложить фермеру производить более сложную агропродукцию — ягоды, фрукты, овощи, а также молочную и животноводческую продукцию, он скажет: «А зачем мне этим заниматься абсолютно без каких-либо государственных дотаций, если можно экспортировать зерно и еще получать возмещение НДС?»
Поэтому пока эта порочная модель будет и далее функционировать, ничего не изменится.
«Невозможно поменять экономику, если экономические стимулы работают в противоположном направлении, — говорит Алексей Кущ.
— И здесь не нужно искать какой-то злокозненности агротрейдеров – они работают в тех условиях, которые для них создали».
При этом нынешняя модель, помимо прочего, негативно сказывается на всех сферах экономики.
Самое интересное, что у Украины есть опыт эффективной трансформации экспорта и касается он подсолнечника.
«Были созданы правильные налоговые стимулы – пошлины на экспорт семян, и сейчас мы – крупнейшие экспортеры подсолнечного масла в мире», — говорит Алексей Кущ.
То же самое можно было бы сделать и на рынке зерновых.
Но переработка не появляется на пустом месте — ее нужно стимулировать.
«Для того, чтобы она возникла, нужен очень мощный инвестиционно-кредитный рычаг.
Поэтому государство должно создать источник формирования этого финансового рычага.
В частности, нужно вводить пошлину на экспорт сырья и за счет средств от этой пошлины сформировать национальный резервный фонд, и его потом использовать для льготного кредитования и субсидирования перерабатывающих отраслей, — рассказывает Алексей Кущ.
— Если бы предприниматели имели возможность взять кредит на строительство перерабатывающего завода под 1%, а государство компенсировало бы им затраты на подключение к инфраструктуре, то через четыре-пять лет многие трейдеры, которые сейчас экспортируют сырье, стали бы крупнейшими переработчиками и экспортерами уже переработанной продукции».
По словам эксперта, у Украины потенциально есть возможности в три-четыре раза увеличить экспорт аграрной продукции до 100 миллиардов долларов: «Ничего, на самом деле, в этом сложного нет. Но это должна быть продукция переработки, а не сырья».
Рецепт, как это сделать, известен, и нужно только, чтобы власть им воспользовалась. Потому что, как сказал собеседник «Апострофа», приближенный к властным кругам, попросивший не называть его имя, если оставить все как есть, это будет равносильно «преступлению против будущего Украины».