«Польские Карпаты»
Окрестности Закопане, Польша. «Польские Карпаты», как их еще называют. Единство стиля в архитектуре, про которое я писал, за которым серьезно следят государственные органы. Коренное население — гуралы (gόrali — горцы). Этнокультурные группы поляков (подгаляне, оравцы, спишаки, бабьегорцы, бескидцы, пенинцы, сондетцы, загорцы, вислянцы, яблоньковцы).
Множество усадеб тут — это история нескольких поколений. Районы сел называются фамилиями хозяев, которые живут тут на протяжении столетий. В одной из таких мы и остановились на ночь. Фото на стене в гостиной — один из предков хозяев усадьбы, польский военный и грамота с благодарностью, которую семья выписала венграм, спасавшим беглых поляков, которые скрывались от немцев во время Второй мировой. Уникальный исторический документ!
Гуралы
Гуральская архитектура Закопане. Гуралы — это те же гуцулы, только польские. Тоже умеют хорошо проводить время. Сельские районы носят названия древних фамилий, и их потомки до сих пор живут на своей земле
Окресности Закопане, канатная дорога на Каспровы верх
Окресности Закопане (Pitoniówka, Kościelisko), канатная дорога на Каспровы верх (высота 2000 м).
Канатная дорога заслуживает отдельного упоминания как иллюстрация экономической политики Польского государства и того, как она меняется в зависимости от правящей партии.
Польские канатные дороги в Татрах, как и многие другие объекты, были приватизированы в 2013 году при правительстве «Гражданской платформы» — либерально-консервативной партии Дональда Туска. Тех, кто считал, что «государству не место в экономике и «частный бизнес со всем справится лучше. Ну зачем государству «канатные дороги»? Основными задачами этой партии (сравните со «слугой народа» — похоже, не правда ли) являются:
- Реформа системы образования с предоставлением равных прав частным и государственным вузам.
- Увеличение расходов на местном уровне, снижение расходов на уровне центральной власти.
- Приватизация и демонополизация.
- Реформа трудового законодательства.
- Сокращение привилегий профсоюзов.
- Разрешение частной собственности на землю.
- Сокращение мест в Сейме (парламенте).
Одним из самых ивестных мест в Польше является знаменитый Каспровы верх (Kasprowy wierch). Каспровы верх притягивал к себе туристов уже давно. Известно, что в 1850 году тут была протоптана тропа с Гонщеницовей долины (Долина гусениц) и Горычкового перевала. Первые задокументированные зимние туристские восхождения принадлежат Клеменсу Бахледе и Каролю Потканьскому 1890 году. А с 1910 года Каспровый верх набирает популярность у лыжников. В настоящий момент он является самой посещаемой вершиной польских Татр. В сезон тут бывает до 4000 человек в день.
Строительство же первой канатной дороги на Каспровы верх началось в 1935 году 1 августа, а уже 26 февраля 1936 года из Кузниц до Мышленских Турна двинулся первый вагончик.
В первый год эксплуатации канатной дороги Каспровы верх посетило 165 тысяч человек. Строительство обошлось в итоге в более чем 3.5 миллиона довоенных злотых. Если учесть, что за злотый можно было купить 0.1687 грамма золота или 5 американских долларов, то можно подсчитать насколько велика была инвестиция. Но вложения окупили себя уже к началу 1939 года.
После 71 года эксплуатации управлению Польскими канатными дорогами удалось произвести модернизацию фуникулера. Работы по реконструкции начались 4 сентября 2006 года, затем приостановились и возобновились 7 мая 2007 года. Процесс прошел в два этапа: сначала были заменены опоры, потом – павильоны. В декабре 2007 года ремонт был завершен. 18 января 2008 состоялось торжественное открытие. Результатом работ явилась новая комфортная канатная дорога на Каспровы верх.
Сейчас подъемник на Гонщеницовый спуск поднимает до 2400 лыжников в час в специальных четырехместных люльках. На подъёмнике на Горычковый спуск можно проехать в двухместной люльке. За считанные минуты вы окажетесь под куполом Каспрового верха – одного из излюбленных мест поклонников горных лыж и прогулок в горах.
О том, насколько ценным и насколько важным является этот объект для Польши, видно хотя бы по этим фактом. И тем не менее, не смотря на огромные вложения и ПРИБЫЛЬНОСТЬ, канатная дорога была приватизирована.
О возвращении очередей «в польские руки» объявили политики PiS, воплощая в жизнь не на словах, а на деле задекларированную приверженность экономическому национализму. Понятно, вернуть прибыльный объект инвестиционный фонд согласился не сразу. Но нормальное государство (не такое бесхребетное, как Украина) всегда найдет рычаги влияния. Поляки объяснили «инвесторам» что им не видать ни перспектив расширения, ни разрешений. Дальнейшая работа будет сопряжена с определенными трудностями. В результате соглашения, которое устроило все стороны, канатная дорога была выкуплена обратно.
Польский фонд развития заключил контракт с дочерней компанией фонда Mid Europa Partners на покупку 99,77 процента акций АО Polskie Koleje Linowe («Польские канатные дороги»).
Сегодня канатная дорога приносит около 60,000 Евро в день. Но основная причина была не в прибыли. Этот объект — предмет гордости и национальное достояние Польши, которое не продается!
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий так прокомментировал договоренности: «Могу сообщить, что завершились переговоры с нынешним владельцем, и «Польские канатные дороги» будут выкуплены за очень хорошую цену. Кто-то сказал, что эти дороги — национальное серебро, которое возвращается Польше. Я считаю, что это национальный бриллиант».
Варшава
Это больница (онкологический центр) в Варшаве, где лечат рак. БЕСПЛАТНО. Сколько бы это не стоило. Для всех, кто имеет государственную страховку. (ее имеют все граждане)
Два молодых браконьера в Польше убили бизона ради головы, которую собирались продать. В прошлом году бизона без головы нашли местные жители. Разразился неимоверный скандал — по всей Польше был объявлен розыск браконьеров, который дал свои результаты. Теперь им грозит тюремное заключение до 2х лет за бизона и до 8 лет за незаконное владение оружием. Сейчас они заявляют, что приняли зубра за кабана и всего-лишь защищались…
Случай это для Польши уникальный не только потому, что поляки заботятся о своей природе и охраняют ее. Но и потому, что за преступлением в Польше следует наказание. Так просто навести порядок, если государственные институты работают в выполняют свои функции.
Королевский дворец
В этот раз посетил Королевский дворец в старом городе, Варшава. Поразил не столько сам творец, сколько маниакальное стремление поляков восстанавливать памятники своей архитектуры и чтить свою историю. Почему поляки так ненавидят немцев? Это видно по фотографиям — что «культурная нация» сделала с их страной во время войны. С началом Второй мировой войны нацисты заминировали дворец и подвергли его планомерному и беспощадному разрушению. Десятки тысяч уникальных средневековых книг были просто сожжены.
После войны коммунистическая власть не спешила восстанавливать замок. Место, где некогда стоял замок, пустовало до 1971 г., когда сейм окончательно отказался от планов строительства современных правительственных зданий на его месте и принял решение восстановить дворец по сохранившимся фрагментам и фотографиям, по возможности придав ему ту форму, которую, как предполагается, он имел в начале XVII века.
Фрагменты, предметы искусства, элементы интерьера тщательно собирались по всему миру. Замок был восстановлен исключительно на пожертвования населения (как и весь исторический центр Варшавы, который сравняли с землей).
Экскурсию можно пройти самому, аудиогиды с видеоэкранами (! даже в Турции такого не видел) есть на русском и украинском языках, всего за 14 злотых.
Что мы делаем с нашими памятками и как относится к историческому наследию, которым вроде бы так гордимся, думаю не стоит объяснять. Достаточно почитать группу Архітектура України и множество моих статей на blogger.com.ua
Мы справляемся с уничтожением нашего наследия хуже нацистов…
Все это на фоне разговоров о том, кто там начал вторую мировую, героизации спорных персонажей, пустопорожних спорах о событиях давно минувших дней, приводящих у международным конфликтам. Ну и главное — тотальным переименованием и декоммунизацией, которым мы,якобы восстанавливаем историческую справедливость…
Краков
Краков порадовал напоследок. Тем, кто хочет пожить в старинном доме богатой польской семьи — этот отель предоставляет уникальную возможность. Комнаты, превращенные в номера с отдельным санузлом, богатый интерьер, картинные галереи, аутентичная старинная мебель! Выдают полотенца, но не хватает геля для душа. Довольно тихий район и приемлемая цена!
За 20 злотых можно взять завтрак. Возможны поздние заезды, после полуночи, что для нас оказалось критично. На кухне есть все необходимое. Hotel Florian Kraków
Czerwonego Prądnika 19, 31-436 Kraków, Польша