Нет ничего худшего для народа воюющей страны, чем неравенство и внутренний раскол. От этого не застрахована ни одна страна в час великих испытаний, будь то Украина в 2022 или Великобритания в 1940 году, прошедшая на пути к победе долгий путь испытаний и вызовов.
А начиналось все с того, что еще в первой половине 1940 года, когда на континенте полным ходом шла война, британцы погрязли во внутренних склоках и дрязгах. Серьезные ограничения на поездки, продуктовые карточки, ночное затемнение снижали и так невысокий уровень жизни большинства жителей, вызывая ропот населения. Все изменилось 7 сентября 1940 года, когда немцы первый раз бомбили Лондон, а за ним начались серии бомбардировок Ковентри, Белфаста, Бристоля и множества других городов – так война вошла в жизни миллионов простых людей. Немцы делали все, чтобы не только уничтожить промышленность и сломить волю к победе, но и посеять рознь в английском обществе, и без того довольно жестко разделенного на классы – помимо бомбежек непосредственно промышленных объектов немцы уделяли особое внимание рабочим кварталам, чтобы еще больше озлобить простых англичан.
«И всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит» — представители британской элиты хорошо понимали смысл этой библейской истины, и сделали соответствующие выводы. Для начала королевская семья и высшие правительственные чиновники заявили, но никуда не эвакуируются из Лондона, хотя немецкие бомбы обильно падали на центр города, в том числе и в здание парламента. Представители элиты и их дети служили в войсках или во вспомогательных подразделениях (вспомним Елизавету II, тогда одну из принцесс, водившую военный грузовик), королевская семья активно общалась с простым населением, посещая рабочие районы столицы, верфи, заводы, волонтерские центры и т.д.
Война также стала мощным триггером социальных реформ, которые в прежние мирные времена двигались с чрезвычайным скрипом. «Если война затрагивает всех, если одни наши парни отдают на войне жизни за эту страну, а другие в тылу помогают ковать победу, то пора бы и стране позаботиться о нас» – так думали рядовые британцы и не стеснялись доносить свой запрос до представителей власти. В самый разгар войны, в тот период, когда исход войны еще не был ясен начал разрабатываться проект будущей «Новой британской концепции общественного благосостояния» Уильяма Бевериджа, который начал реализовываться уже через два года после победы.
Именно благодаря ему британцы получили право на бесплатную базовую медицину, социальное страхование, пенсии и выплаты по безработице, улучшилось положение матерей из рабочего класса. В 1943 году женщины, работающие на заводах Британии, а их было тогда несколько миллионов, также добились право получать зарплату в зависимости от выработки, а не от пола, как это было раньше. Более того, работники-мужчины не только не считали, что эти нововведения «не ко времени», а и всячески поддерживали эту инициативу.
Британцам не приходило в голову, что решение текущих проблем должно быть отложено на «после победы», а британскому правительству хватило ума и мудрости отвечать на веяния времени и вовремя педалировать нужные инициативы. Несмотря на то, что из войны страна вышла со страшными потерями, уже в 1948 году стартовала Национальная программа медицинского страхования и прочие вышеупомянутые реформы, изменившая к лучшему жизнь миллионов обычных подданных Британии. Так истинное сплочение нации, подкрепленное реальными действиями и «верхов» и «низов» помогло Британии не просто выжить в войне, но и войти в состав стран-победителей Второй Мировой, изменив при этом к лучшему судьбу миллионов своих сограждан и создав новый тренд развития для своей страны.
ТК «Жили же люди»
Pavel Sebastianovich
Последние события, происходящие во внутренней политике Украины вызывают одно чувство — чувство обречённости. Корабль украинского государства движется от одной катастрофе к другой. Нынешняя горячая фаза немотивированной агрессивной войны никак не меняет характер украинской внутренней политики. Правящая команда самоуверенно продолжает вести страну по прежнему курсу, невзирая на потери людей и территорий. Силивики-налоговики-таможенники продолжают прессовать бизнес. Финансисты продолжают выкачивать деньги из бюджета, госбанков и госпреприятий. Действующая команда не предпринимает никаких усилий по изменению этого курса. Депутаты и правительство ужесточают условия ведения бизнеса. Офис президента обеспокоен, как он выглядит. Госаппарат доедает то, до чего ещё можно дотянуться. Размер этой раковой опухоли по отношению к частному сектору постоянно увеличивается. Просто потому, что частный сектор стремительно сжимается. На каждого предпринимателя приходится по четыре чиновника. А есть ещё военнослужащие, врачи, учителя, пенсионеры. Среди первых лиц страны нет ни одного, кто мог бы проснуться, адекватно оценить ситуацию и предпринять соответствующие меры. Не знаю, что должно случиться, чтобы кто-то там проснулся.