Наша экономика — это иллюзия, созданная, чтобы сделать нас беднее
«Изучение денег, по сравнению со всеми другими областями экономики, — это область, в которой сложность используется для сокрытия истины или уклонения от нее, а не для лучшего понимания. Процесс, с помощью которого банки создают деньги, настолько прост, что разум отказывается поверить».
— Джон Кеннет Гэлбрейт, профессор экономики Гарварда.
Деньги — это причина кризиса здравоохранения, жилищного кризиса и кризиса образования ; они недоступны для большинства.
Деньги — причина, по которой США всегда втянуты в конфликты на Ближнем Востоке ; наше правительство ведет войны за нефть, которая поддерживает доллар.
Деньги — вот причина того , что голосование никогда не решит наши главные проблемы. Элиты платят избранным нами людям за продвижение их интересов, игнорируя наши.
Деньги — причина, по которой США охвачен опиоидным кризисом; миллионы отчаявшихся американцев пытаются сбежать от их мрачной реальности.
Деньги — это причина, по которой мы истощаем наши природные ресурсы; корпорации разрушают нашу окружающую среду ради прибыли и «роста»
Деньги — корень всех наших проблем.
Когда-то я видел деньги так же, как и вы. Я думал, что это равнодушное существо, который не служит конкретному хозяину. Я считал, что они доступно каждому, кто достаточно усердно работал (или был достаточно удачлив, чтобы родиться богатым).
Меня вообще не интересовали такие детали, как процентные ставки и денежная масса, потому что казались слишком сложными, что справедливо для большинства людей.
Единственное, что мы хотим знать о деньгах, это то, как получить их побольше.
Я собираюсь показать вам, почему мы должны меньше уделять внимания тому, сколько у нас денег, и больше внимания тому, о чем экономисты и другие эксперты умалчивают: откуда берутся наши деньги…
Как только вы поймете, как создаются деньги, вы осознаете почему, прилагая все больше усилий, чтобы выжить, с каждым годом становится все хуже и почему избранные нами людей никогда не выполняют своих обещаний избавиться от убивающей нас гнили.
Это потому, что гниль вплетена в ткань нашей экономики.
«Деньги — корень всех зол»
Мы постоянно слышим эту фразу, но на самом деле цитируемая строка из Нового Завета звучит вот так: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие». Потому что даже апостолы знали, что деньги сами по себе неплохая вещь, они служат полезной цели.
Деньги — это средство обмена. Если мы печем хлеб и нам нужно починить нашу машину, у нас могут возникнуть проблемы с тем, чтобы убедить механика принять закваску для ремонта тормозов. Деньги решают эту проблему; мы даем механику деньги, и дело сделано.
Но деньги также вызывают беспокойство, не так ли? Они требуются практически для всего: без него у вас не будет ни еды, ни одежды, ни крова, ни лечения. Без денег нам не выжить.
Деньги контролируют почти каждый аспект нашей жизни. Возникает вопрос: кто контролирует деньги, которые нам так нужны?
«Дайте человеку пистолет, и он сможет ограбить банк.
Дайте человеку банк, и он сможет ограбить мир».
— Неизвестный автор
Когда дело доходит до денег, есть два типа людей, и это не богатые и не бедные: это те, у кого есть привилегия создавать деньги, и те, кто обязан их принимать.
Привилегия создавать деньги предоставлена элитному классу людей: банкирам. Я собираюсь показать вам, почему возможность создавать деньги имеет большое значение и как она влияет на нашу жизнь в масштабах, о которых вы, возможно, даже не подозреваете.
Что, если бы вы могли создать что-то из воздуха и убедить правительство заставить сотни миллионов людей использовать это для торговли, имеющих «реальную» ценность? То есть, принимать то, что вы создаете (из ничего) в обмен на результаты их тяжелого труда?
Что, если бы вы могли потребовать от людей брать брать в долг, что вы создали (опять же, из воздуха), чтобы купить то, что они не могут себе позволить, и даже обязать их погасить кредит с процентами?
Представьте себе невероятную прибыль, которую можно было бы получить без усилий и затрат.
Это, друзья мои, дерзкая и хитрая афера, в которую нас открыто заманили. Это реальная власть, недоступная ни одному президенту, члену Конгресса или кому-либо еще в правительстве. И это ключ к контролю, который банки имели над человечеством на протяжении веков.
Когда в 2000 году я купил свой первый дом в Лос-Анджелесе, рынок недвижимости был на пике. Когда я сидел за столом напротив агента по кредитованию, автоматически подписывая бумаги на всю жизнь, я помню, как смотрел на банковский вексель. Я взял на себя обязательство выплатить сумму, которая более чем в сорок раз превышала сумму, которую мои родители заплатили за свой первый дом. Как это вообще было возможно?
Агент сочувственно улыбнулся. «Я знаю. Это большие деньги, не так ли?»
— Конечно, — пробормотал я, на мгновение задумавшись, во что, черт возьми, я ввязываюсь.
— Просто радуйся, что покупаешь сейчас, — сказал агент. «Дома будут дорожать. Иногда я думаю, что у банков закончатся деньги, чтобы продолжать выдавать кредиты!»
После того, как я подписал документы на условное депонирование и сел в машину, я подумал о том, что будет дальше: мой банк переведет непристойную сумму денег в электронном виде в банк продавца. Никакие средства не передавались из рук в руки; пара, которая продала мне свой дом, просто включала свой компьютер и видела кучу новых цифр в своем счете.
Я провел семестр в колледже по макроэкономике, изучая ВВП, процентные ставки и денежную массу, но мой профессор ни разу не коснулся вопроса, который висел у меня в глубине души: откуда банки получают деньги, чтобы продолжать выдавать кредиты?
Откуда взялись все эти деньги?
Частные коммерческие банки создают большую часть используемых в обороте денег
Всякий раз, когда вы берете кредит, вносите свою зарплату или получаете сдачу у кассира в магазине, вы задумывались, где были эти деньги до того, как они попали к вам, где они начали свое путешествие в экономику?
Большинство людей думают, что деньги рождаются в Казначействе США, что иногда действительно так. Некоторые считают, что Федеральная резервная система создает деньги, что она иногда и делает.
Но частные коммерческие банки, такие как Wells Fargo и Citibank, также наделены привилегией создавать деньги. Как они это делают, является одним из самых сокровенных секретов мира и ключом к искусному трюку, на который опирается вся глобальная банковская система. Обратите особое внимание и посмотрите, как это делается:
Клиент заходит в банк и просит поговорить с кредитным менеджером.
«Доброе утро. Мне нужен кредит в размере 10 000 долларов США, чтобы купить автомобиль. Можете вы помочь мне?»
«Абсолютно», — отвечает менеджер. «Вы должны будете заполнить это заявление, и мне нужно ваше удостоверение личности»
Клиент заполняет заявку, менеджер банка просматривает ее, затем поворачивается к своему компьютеру и около часа нажимает на кнопки. На следующий день на расчетном счете клиента появляется 10 000 долларов. Клиент идет в автосалон и покупает автомобиль, имея на своем счету 10 000 долларов.
Вот так и были созданы новые деньги.
Всякий раз, когда люди берут кредиты на покупку домов, автомобилей, бытовой техники и т. д., создаются деньги, которые текут в экономику
Вы поняли, что только что произошло? Уловили трюк? Если нет, давайте рассмотрим эту ловкость рук в замедленной съемке:
С помощью нескольких нажатий клавиш банк создал на компьютере цифры (которые не имеют внутренней стоимости) и зачислил их на счет клиента.
Эти цифры волшебным образом превратились в деньги, которые покупатель потратил для покупки автомобиля (который имеет «реальную» ценность).
Теперь клиент должен много работать, предоставляя услуги (имеющие «реальную» ценность), например печь хлеб или чистить туалеты, чтобы расплатиться с банком с процентами за цифры, которые тот создал нажатием клавиши и одолжил ему на покупку автомобиля (имеющий «реальную» стоимость).
Теперь вы понимаете, как работает трюк? Деньги (созданные из воздуха) использовались для покупки чего-то «реального», а взамен клиент пообещал потратить годы реальной работы на выплату займа, созданного из воздуха.
Вы спрашиваете: «Серьезно? Не может быть, чтобы это было так просто». Так и есть, и это происходит сотни тысяч раз в день по всей стране. Всякий раз, когда люди занимают деньги для покупки домов, ведения бизнеса или оплаты обучения в колледже и т.д., деньги появляются в банках и текут в экономику.
Без долгов наши деньги просто не существовали бы. Безумно, верно?
Так о каких деньгах идет речь? Частные коммерческие банки создают 97% денег. Вас учили этому в школе? Вы когда-нибудь слышали, чтобы какой-нибудь экономист упоминал об этом? Скорее всего — нет. Мы никогда не обсуждаем эту фундаментальную истину о наших деньгах.
«Кто-то должен занимать нам каждый доллар. Если банки создают достаточное количество искусственных денег, мы процветаем; если нет, тогда голодаем. Когда полностью понимаешь картину, трагическая нелепость нашего безнадежного положения почти невероятна, но так оно и есть».
— Ирвинг Фишер, бывший кредитный менеджер Федерального резервного банка Атланты.
Так откуда же остальные деньги?
Наше правительство создает оставшиеся 3%, включая наличные деньги, то есть банкноты и монеты. Подумайте вот о чем: за последние два года наше правительство вложило в экономику 2 триллиона долларов «помощи» в связи с COVID, что вызвало наибольшую за 40 лет инфляцию, — но это лишь малая часть денег, созданных банками за десятилетия.
Наша страна наводнена невообразимыми суммами денег, потому что их так легко создать. Тем не менее, возникает другой вопрос: если так легко производить деньги, почему нам так трудно их заполучить?
Потому что такие люди, как вы и я, имеют доступ только к крошечной части созданных денег; подавляющее большинство остается над нашими головами и вне нашей досягаемости, создавая искусственный дефицит того, что находится в сверхизобилии. Потому что чем ближе вы к людям, которые создают деньги, тем больше у вас шансов заполучить их.
И 99% из нас не в этом элитном клубе.
В чем проблема с правом банков создавать наши деньги?
Когда я начал глубокое погружение в создание денег, я не мог не поделиться своими мыслями с моей подругой Лизой. Она всегда сетовала на то, что никогда не понимала экономики, потому что эта область подавляла ее.
Однажды вечером, когда мы готовили ужин, я сказал то, что узнал.
«Значит… Казначейство не создает все деньги?» спросила она.
— Нет, — сказал я, бросая горсть моцареллы на кусок теста для пиццы.
«И это не Федеральная резервная система?» спросила она.
«ФРС и Казначейство создают около 3% этого», — объяснил я. «Все остальное поступает от частных банков. Они создают деньги из ничего, а нам приходится ломать голову, как их получить, чтобы купить все необходимое для жизни. Насколько это безумно?»
«Да, это действительно кажется странным…» Она пожала плечами. — Но так ли это важно?
«Ты смеешься? Очень важно!»
«Ну, кто-то же должен создавать деньги», — сказала она. «Почему бы и не банки?»
Я не ожидал такого ответа. Как она могла не возмутиться этой подставой?
«Но надо же создавать деньги на основе чего-то, что имеет реальную ценность, а не цифры в компьютере», — настаивал я.
«Думаю, да, в идеальном мире. Но если мы все согласимся, что цифры имеют значение, разве этого недостаточно?»
Тогда я не мог понять ее безразличия к схеме создания денег. Только позже я понял, причина в том, что она смотрела на мир так, как и большинство людей.
На первый взгляд вопросы Лизы имели смысл. Если мы все согласны с тем, что что-то имеет ценность — будь то цифры на экране, маленькие кусочки бумаги с мертвыми президентами или спортивные носки — какая разница? Если мы все согласны принимать их как деньги, какая разница, кто их создает и как? Предоставление кому-то возможности создавать деньги в конечном итоге приносит пользу обществу, потому что подпитывает экономику, верно?
Да, пока мы верим в то, что люди, создающие деньги, служат обществу.
Чего Лиза не учла, так это того, что предоставление кому-либо такой власти требует большого доверия. Как и у большинства американцев, у нее не было особых причин сомневаться в порядочности людей, обладающих силой и властью.
Но что, если это доверие не оправдано?
Если банки создают деньги нажатием клавиши, а не на основе «настоящих» товаров в ограниченном количестве, они могут выпустить в обращение столько захотят. Это может не казаться проблемой, пока вы не поймете, что наша Система устроена таким образом, что всякий раз, когда деньги высвобождаются в экономику, это увеличивает цену всего, что мы покупаем, т .е. ведет к инфляции.
Банки, а не политики, контролируют качество нашей жизни, контролируя экономику
Но это еще не все. Потому что деньги подобны наркотику, а банки имеют сходство с дилерами. Думайте об экономике, как о наркомане.
Когда банки расщедриваются и дают ссуды любому, кто может «затуманить» рассудок, они вливают деньги в экономику, и наркоман получает кайф: фондовый рынок процветает, цены на жилье взлетают до небес, предприятия расширяются, и люди тратят сколько хотят. Но когда банки решают замедлить приток денег, кайф проходит, и наркоман испытывает ломку: фондовый рынок падает, пузырь на рынке жилья лопается, предприятия закрываются, а сбережения исчезают.
Банки — а не люди, за которых мы голосуем, — контролируют качество нашей жизни, контролируя экономику. Они имеют право надувать или сдувать ее, по своему усмотрению. Именно это произошло во время финансового кризиса 2008 года. Это произошло во время пузыря доткомов 2000 года. Это произошло во время жилищного пузыря 1990 года.
С течением времени это происходило быстрее; максимумы становятся выше, а кризисы масштабнее. Способность банков создавать деньги привела ко все более интенсивным «бумам» и «спадам», которые подпитывали разрыв в имущественном неравенстве — после каждого краха американский средний класс уменьшается, а богатейшая верхушка присваивает еще одну часть оставшегося богатства.
Жизнь в Америке превратилась в игру в кальмара с музыкальными стульями, когда каждый раз, когда музыка перестает играть, все больше людей нищают. И мы приближаемся к финальному раунду, друзья мои.
Если банки каждый раз злоупотребляют своей властью создавать деньги, почему мы все еще доверяем им? Мы не голосовали за этих людей, так почему они контролируют нашу жизнь? Почему наше правительство отворачивается, неоднократно позволяя банкам разрушать экономику и снижать наш уровень жизни?
Потому что создание денег из воздуха также дает банкам огромную власть влиять на политиков.
Взгляните на этот список спонсоров президентских кампаний Барака Обамы и Джона Маккейна.
Банки были крупнейшими спонсорами обоих кандидатов! Также обратите внимание, что одни и те же три банка были главными спонсорами обоих кандидатов? Обратите внимание, что кандидат, победивший на выборах, получил от банков гораздо больше денег, чем его оппонент.
Это не случайно.
Вот почему администрация Обамы привлекла к ответственности только одного банкира за его роль в финансовом кризисе. Вот почему гниение, которое сейчас пожирает огромное количество американцев, длится десятилетиями.
По мере того, как мировая экономика в ближайшие месяцы войдет в пике, наше правительство попытается запугивать нас, чтобы мы позволили десятилетиями грабивших нас людям, ограбившим нас еще раз, провернув гораздо более масштабную и изощренную аферу. Нас будут призывать принять новый цифровой доллар и цифровые идентификаторы под видом «инклюзивного капитализма», «готовности к пандемии», «устойчивости» и других туманных фраз.
Мы не должны дать им эту власть, друзья мои.
Нужно сопротивляться, и ключом к сопротивлению является знание об иллюзии современных денег.
Нам нужна новая система, которая работала бы на всех нас, а не на тех, кто использовал ее для эксплуатации и порабощения. Но ключом к использованию этой власти будет пробуждение критической массы умов, пока не стало слишком поздно.