В целом страна остается безопасным местом для жизни, особенно в центральной и западной Украине, регионах, не охваченных активными боевыми действиями.
Но как обычно, из прессы сложно узнать правду. Иногда краски сгущаются, иногда приукрашиваются.
В целом страна остается безопасным место для жизни, особенно в центральной и западной Украине, местах не охваченных активными боевыми действиями.
Конечно, ракетные обстрелы время от времени разрушают инфраструктуру и дома, но не приносят больших человеческих жертв – даже и близко не сравнимые с теми, что творили русских на оккупированных территориях, убивая сотни гражданских из злости или ради развлечения.
Наибольших проблем сегодня доставляет энергетика. Мы вынуждены приспосабливаться к многочасовым отключениям электричества. Тратить большие деньги на системы резервного питания: аккумуляторы, генераторы, инверторы, стабилизаторы – все это сейчас в большом дефиците. И главное, что это не решает всех проблем. Купив систему резервного питания, можно сидеть в холодной квартире без отопления и воды, если обесточена котельная и водоканал. Если отключения тепла будут более продолжительными, а дни более холодными, вся система отопления будет заморожена и повреждена, и многоквартирный станет непригодным для жилья.
Этот пример – яркая демострация хрупкости и неустойчивости централизованных систем, ориентированных на эффективность. Это касается и глобальных процессов цепочек поставок и монополизации в мировом мастабе, и бытовых проблем, таких как энергоснабжение и отопление в городах: при разрушении центрального узла вся основанная на нем система приходит в негодность. Поэтому в нашей стране набирает популярность идея децентрализации, она коснется всего: энергетики, торговли, работы и даже валюты. Я когда-то писал тебе об этом. Глобализация и централизация рушится по естественным причинам, война просто ускоряет эти процессы. Это лучше всего видно на примере нашей страны.
Однако на данный момент энергодефицит в Украине не недостатком энергии и не разрушением инфраструктуры. Все больше специалистов говорит о том, что владельцы частной энергетики пользуются случаем, чтобы под предлогом “разрушения” энергосетей продать сэкономленные на отключениях мегаватты зарубеж (Украина сейчас подключена к европейской энергетической сети), куда электроэнергия продается в разы дороже, чем внутри Украине (где цена регулируемая правительством). Есть известная поговорка: “To some war is hell, to others, a kindly mother.”
For most people, war is grief and misery, but there’re such people, who manage to flourish in the war too.
Современный кризис и война ставят под сомнение все ценности, казавшиеся когда-то непреложными: приватизация общественных благ, доминант частной собственности над общественным интересом, “эффективность” большого бизнеса, авторитет политиков и саму представительскую демократию. Все это оказалось неспособным противостоять современным вызовам. Ситуация при которой одновременно проливается кровь за защиту своей земли на фронте, а с другой – принимается закон для распродажи этой земли в тылу, не имеет права на существование. Да, именно так – пока идет война, на аукционах тысячами гектар распродается украинская земля на аукциона нон-стоп. Это абсурд. Со всем этим придется разбираться после войны…
Проблем с продовольствием и топливом нет, хотя оно и сильно подорожало. К счастью, страна перестроила цепочки поставок. Активно развивается локальная экономика – растут продажи фермерских продуктов.