Блестящая, хорошо структурированная и обоснованная работа публициста и блоггера со 107 тыс. подписчиков на Medium – Кори Доктроу, который со ссылками на источники разбивает главный либерально-капиталистический миф о том, что основная функция государства – это защита частной собственности. Основываясь на работах Майкла Хадсона, историка экономики, который руководил группой ассириологов, египтологов и археологов из Гарварда в крупном проекте, изучающем роль долга в древности, в статье объясняется, что устойчивые общества функционировали совсем по-другому.
Миф о “святости частной собственности” сегодня даже не пытаются подвергать сомнению и одна из причин в том, что он тиражируется большинством современных экономистов. Статья (в моем частичном переводе) многим откроет глаза. Станет понятно, почему “рынок земли” – это зло в чистом виде, а также и причина, по которой нас толкают к тотальной приватизации ВСЕГО и распродаже земли (основного ресурса).
И главное – станет понятен смысл одного из ключевых постулатов нашей Конституции: “Власність зобов’язує. Власність не повинна використовуватися на шкоду людині і СУСПІЛЬСТВУ“
Суть работы Хадсона и Грэбера заключается в признании того, что общество делится на «должников» и «кредиторов», и в зависимости от того, какой группе политика отдает предпочтение, возникают различные виды устойчивых социальных ролей, передаваемых из поколения в поколение.
Если мы отдадим приоритет требованиям кредиторов, то должники неизбежно будут все глубже и глубже погружаться в долги и в конечном итоге станут наемными слугами своих кредиторов.
Например, с вавилонских времен фермеры брали взаймы — семена, рабочую силу и другие ресурсы — под залог будущего урожая. Это заложено в природе сельского хозяйства — вам нужен запас для посева, который умножается путем возделывания, а затем пожинается. Но сельское хозяйство также подвержено непредвиденным ударам судьбы: упадкам, засухам, штормам и другому форс-мажору. Когда это происходит, фермер не сможет погасить свои долги.
Принцип Хадсона гласит: «Долги, которые нельзя выплатить, не будут выплачены». Фермер, потерявший урожай и погрязший в долгах, чтобы посеять урожай следующего года, окажется в еще больших долгах, поскольку процентные платежи превысят даже небывалый урожай. На следующий год дела станут хуже, а потом еще хуже.
Каждый, кто продуктивно работает, рано или поздно столкнется с проблемами. Кирпичи каменщика разобьются, горн кузнеца сгорит, скот пастухов заболеет. Если кредиторы всегда защищены, то в конце концов должник опустится на дно неизбежной долговой ямы, которую унаследуют их дети и внуки.
Таким образом, если интересы кредиторов всегда охраняются законом, то «кредитор» и «должник» перестают формировать экономические отношения, а переходят к характеристике наследственных каст. Производительная экономика, организованная вокруг производства товаров, необходимых цивилизации для существования, будет подчинена прихотям кредиторов-аристократов, которые могут приказать кузнецу делать украшения, а не сельскохозяйственные орудия, и заставить фермера выращивать декоративные цветы вместо основных культур.
Цивилизации древности решали эту проблему с помощью «юбилеев» — периодических праздников прощения долгов, которые стирали долги должников и ренту кредиторов:
Представление о том, что люди могут выбирать свои социальные структуры, глубоко разрушительно. Последние 40 лет неолиберального правления определялись «капиталистическим реализмом» («Легче представить себе конец света, чем конец капитализму»). Знаменосцем капиталистического реализма была Маргарет Тэтчер, чей принцип «Нет альтернативы» был оформлен как наблюдение, но на самом деле был требованием : «Перестаньте пытаться представить себе альтернативу».
Капиталистический реализм — это война не только с воображением, но и с историей. Если мы узнаем о различных обществах, построенных нашими предками, мы неизбежно начнем представлять себе альтернативы обществу кредиторов, в котором мы застряли сегодня.
Как сказал Оруэлл: «Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее; кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое».
Вчера Майкл Хадсон открыл мероприятие программным докладом под названием «От мусорной экономики к ложному взгляду на историю — когда западная цивилизация пошла не туда», в котором рассказывается об истории защиты кредиторов и должников и о том, что она говорит нам о нашем нынешнем поликризисе:
Хадсон рассказывает нам историю древности, которая резко изменилась, когда древний Рим решил защитить кредиторов от должников, упразднив “юбилей” (прощения долгов) и создав наследственную аристократию, которая загнала римскую цивилизацию в могилу.
Вместо того, чтобы признать провальную идеологию римской цивилизации, мы превозносим ее, стирая все давние, стабильные, доброжелательные к должникам общества, существовавшие до нее. Современная гиперкапиталистическая идеология, утверждающая, что единственными законными функциями правительства являются защита собственности и обеспечение выполнения контрактов, представляет собой слегка завуалированную версию защиты кредиторов от должников.
«Контракты» в обществе неизбежно приводят к возникновению долгов; «собственность», которую превозносит общество, неизбежно представляет собой накопленную ренту от извлечения долгов.
Хадсон говорит, что эти идеи были хорошо поняты древними цивилизациями и полностью отвергнуты. Успешные древние цивилизации отвергали идею о том, что рынки могут существовать отдельно от политики: рынки были инструментом для достижения цели. Рынки не были системой распределения богатства, они распределяли богатство для достижения цели.
Древние общества не порицали накопление богатства у кредиторов, рассматривая этот процесс как угрозу общему социальному благополучию. Как отмечает Хадсон, «антропологи обнаружили, что это характерно для всех обществ с низким доходом»
Хадсон опровергает ортодоксальные истории, в которых говорится, что люди «бесплатно» брали участки земли для уплаты налогов, которыми облагало их правительство. Фактические исторические документы, обнаруженные гарвардской командой Хадсона, показывают, что процесс был обратным: существование налогов (и поддерживаемых налогами армий, резервов и судебной системы для разрешения споров) создало землевладение.
Владение участком земли для поддержки своей семьи всегда было неотъемлемой частью общества и всегда было обменом: вы обеспечивали системе некоторую рабочую и материальную поддержку, система должна давала вам достаточно земли, чтобы на нее можно было жить, и безопасность, чтобы защитить вас от неудач и проблем.
Вопреки ортодоксальной теории, фермеры не перешли к накоплению богатства в золоте, серебре и меди спонтанно. Драгоценные металлы и монеты также были изобретением правительства, а храмы проверяли вес и чистоту.
Что делало драгоценные металлы «драгоценными», так это не то, что золото не портилось, как зерно, и не то, что металлы имели однородное качество, в отличие от продуктов. Скорее, металлы были ценны, потому что ими можно было платить налоги, и они были однородны по качеству, которое регулировало государство.
Неолиберальная сказка о происхождении денег и цивилизации — не просто безобидное недоразумение. По словам Хадсона, Рим нарушил традицию прощения долгов, ставя кредиторов выше должников, что привело к постепенному захвату всех ресурсов богатыми семьями и появления класса наследственных должников. Наше современное общество демонстрирует те же патологии, в том числе наследственных должников:
Помните: «долги, которые не могут быть выплачены, не будут выплачены». Общество, защищающее кредиторов от должников, должно изобретать всевозможные способы выживания крови из камней, поскольку долги заемщиков растут, а способность их обслуживать ослабевает. Современное общество превратило цифровую финансовую нервную систему в супероружие для сбора долгов:
Не только студенты с огромными долгами или граждане с медицинскими долгами сталкиваются с жестокой системой дефолта после разрушения. В нашем мире полно стран, кредиторы которых настаивают на том, что они должны продать все свои производственные мощности, свою землю и свои национальные богатства, чтобы погасить долги, и неважно, что когда все это продано, обслуживать долги будет больше не возможно.
На этой неделе Митч МакКоннелл попал в заголовки газет, когда сказал что причина нехватки рабочих для низкооплачиваемой, ненадежной и опасной работы в том, что у американцев «много наличных ».
Это слова, которые могли бы исходить из уст римского сенатора, который считает что общество созданное вокруг кредиторов и их капризов – это естественное свойство, а не ошибка.
Макконнелл и экономисты, идеологически поощряющие кредиторов, являются мощным инструментом для понимания того, как национальные приоритеты Рима устанавливались меньшинством, родившемся в богатстве, и диктовались большинству, родившемуся в долгах…
Кори Доктороу