Представьте себе человека, выросшего в пещере. Всю жизнь он видел лишь небольшое отверстие, через которое внутрь попадало немного света. Не видев ничего, кроме пещеры и этого света, человек делает обоснованное предположение, что это и есть весь мир; это его истина, единственное видение того, каким может быть мир. Однажды человек освобождается из пещеры и обнаруживает, что то, что он всегда считал правдой, на самом деле было интерпретацией реальности, основанной на его опыте. Образ этого человека, заключенного поневоле в пещере, имеет много общего с попытками создать устойчивое общество.

В отличие от человека в пещере, мы можем видеть окружающий мир, однако, то, как мы его видим и реагируем на него, является продуктом нашей социализации, подобно человеку в пещере. В детстве мы подсознательно учимся подчиняться системе правил; она включает в себя различные убеждения, формирующие идеологию. Дело в том, что идеологию не обязательно понимать; вам просто нужно понять, как ей соответствовать, чтобы быть полноценным членом общества. Так же, как для человека, что заперт в клетке, нет такого понятия, как истина, есть только наша истина.

Мы существуем внутри социальной конструкции, и хотя стержни этой конструкции невидимы, именно эта конструкция определяет наши желания, потребности, мотивацию и ценности. Все, что делает вас тем кто вы есть, является продуктом окружающей вас реальности. Главное, что эти правила игры не появляются из воздуха. Они – результат множества непреднамеренных, нежелательных и непредвиденных последствий.

Например, промышленная революция. Томас Савери изобрел паровой двигатель в 1698 году. В то время он и представить себе не мог, что его изобретение сыграет роль в создании условий, необходимых для начала промышленной революции в Великобритании примерно в 1790 году. Промышленная революция привела к поразительному росту производительности и невиданному ранее социальному прогрессу. Теперь у нас есть такая роскошь, как центральное отопление, горячая вода и разветвленная водопроводная сеть. Как и в случае со другими аспектами нашей реальности, эти элементы жизни стали основополагающими. Такому образу жизни позавидовало бы большинство живших всего несколько поколений назад.

Непреднамеренным последствием социального развития, сопровождающего индустриализацию, является то, что такой уровень жизни требует огромных затрат энергии. 80% мировых потребностей в энергии по- прежнему удовлетворяются за счет сжигания ископаемого топлива, выделяющего парниковые газы. Мы выпустили так много парниковых газов, что создали новую геологическую эпоху: антропоцен . Мы вызвали климатический кризис, разрушающий условия, необходимые для поддержания высокого уровня жизни. Эти изменения настолько серьезны, что вполне могут привести к социальному коллапсу .

И хотя мы любим искать виноватых, правда в том, что климатические кризис не был спровоцирован намеренно. Человечество было бы радо пользоваться всеми благами индустриализации без этих ужасных непредвиденных последствий, но, к сожалению всё взаимосвязано.

В этом заключается злой парадокс, лежащий в основе усилий по созданию устойчивого общества. То, что следует предпринять для создания устойчивого общества, — это то, чего мы не хотим делать, потому что создание устойчивого общества потребует отказа от многих элементов, которые делают жизнь в современном обществе такой комфортной. Движение к устойчивому обществу потребует жертв и отказа от ставших обыденными удобств, таких как авиаперелеты в отпуск и спонтанная покупка товаров “по велению сердца”. Трудно представить, чтобы люди согласились отказаться от этого добровольно – им будет казаться, что они жертвуют своим уровнем жизни.

Вот почему усилия по продвижению к устойчивому пути сосредоточены на внесении незначительных изменений в наши действия. Уже понятно, что наше поведение деструктивно, потому что выбросы растут, отходы продолжают накапливаться , а биоразнообразие и среда обитания продолжают разрушаться. Факторы, определяющие наше неустойчивое общество, продолжают ухудшаться из-за отказа подвергать сомнению основные системы убеждений, которые управляют человеческим поведением. Сделать это означало бы разрушить фундамент нашей реальности, истину, которая стала определять наше существование.

Таким образом, правительства продолжают проводить политику, направленную на увеличение ВВП и поощрение экономического роста. Компании сосредоточены на максимизации прибыли, используя все более изощренные способы «зеленой отмывки», потому что знают, что их бизнес-модели по своей сути неустойчивы. А всех нас призывают продолжать приветствовать потребление, потому что это  поведение так важно для “поддержания экономики”. То есть, для поддержания функционирующего современного общества поощряются элементы, определяющие неустойчивый мир.

Сейчас мы достигли точки, когда реальность создает так много точек жесткости, что невозможно представить, что мы сможем создать устойчивое общество без разрыва с нынешней моделью. Глупо фантазировать про новую систему, построенную на старых убеждениях. Итак, каково решение? Неудобная реальность заключается в том, что мы заперты в своем творении; это не то, что вы хотели услышать, но это правда, и нет смысла приукрашивать – мы мчимся в совершенно неопределенный, нестабильный мир.

В ближайшие десятилетия риск глобальных засух, который станут причиной неурожаев, будет возрастать в геометрической прогрессии. Неурожаи приведут к нехватке продовольствия, росту цен, экономической нестабильности и войнам; в таких условиях правительствам будет все труднее удовлетворять основные потребности населения, не говоря уже о поддержании высокого уровня жизни. Именно когда уровень жизни людей резко падает и когда нет надежды вернуться к временам процветания, могут вспыхнуть социальные волнения, ведущие к беспорядкам.

В такой среде социальный коллапс станет не только вызовом, но и возможностью. Нам нужен фундаментальный разрыв с текущей реальностью, это даст возможность перестроить общество, основанное на ложном представлении об устойчивости в рамках экологических ограничений. Все должно стать намного хуже, прежде чем появится возможность стать намного лучше. Но вместо отчаяния и обреченности этот факт должен вызывать надежду и оптимизм.

Пол Абела, магистр наук.

Добавить комментарий