Після політологів, імунологів і воєнних експертів в коментарях з’явилось багато радників, які розповідають про що можна зараз говорити, а що ні.
НАГАДАЮ дві речі:
1) Конституційним принципом є принцип верховенства права який закріплений у ст. 8 Конституції України, громадяни здійснюють свої права за принципом “дозволено все, що прямо не заборонено законом”, а державні органи та їх посадові особи — за принципом “дозволено лише те, що прямо визначено законом”.
2) Стаття 34. Кожному гарантується право на свободу думки і слова, на вільне вираження своїх поглядів і переконань. Кожен має право вільно збирати, зберігати, використовувати і поширювати інформацію усно, письмово або в інший спосіб – на свій вибір.
Конституція України – Розділ II
Отже, не кажіть мені що робити, а я не скажу куда вам піти.
Більш небезпечне явище за ЦЕНЗУРУ – це самоцензура. Ми припиняємо говорити правду під тиском маніпульованих соціальних мереж і страхом булінга – засудження умовного “суспільства” , що зазвичай складається з неіснуючих віртуальних осіб і мейнстрімного політичного дискурсу.
Как понять, какая сторона любого конфликта врет, а какая нет?
Это понять очень просто.
Врет та сторона, которая вводит цензуру, закрывает СМИ, затыкает рот собственным гражданам.
Цензура имеет место тогда, когда правительство утаивает информацию от своих граждан, чтобы осуществлять контроль над народом и не допускать выхода в свет информационных материалов (или удаление уже опубликованных), которые могут навредить режиму.
Тоже самое касается и граждан – отвергайте цензуру и самоцензуру. Пишите то, что думаете, а не то, к чему вас склоняет “общественное мнение” вашей аудитории.
Почему украинцы не учатся критически мыслить?
Магическое мышление вместо рационального
Вспомните знакомую для каждого ситуацию: школа, урок литературы. Вы должны написать сочинение на тему: “Что автор хотел сказать нам своей книгой?”. Большинство, к сожалению, вообще не читает художественную литературу, а читающие любят подсмотреть в хрестоматию или Википедию. Там вы за пару секунд узнаете, что имел в виду автор, впишете это в свое произведение и получите хорошую оценку. Проблема в том, что мнение, выраженное вами – не ваше.
И учитель, который будет оценивать ваше произведение, также находится под прессом этого, сформированного другими, мнения. Когда же ученик прочитал произведение и делится собственным впечатлением от него, он может получить осуждение или даже заниженную оценку, если его мнение сильно отличается от мысли в хрестоматии.
Как результат – у нас с детства сформировалась установка: чтобы иметь хорошую оценку (общества и людей), нужно подстраиваться под общепринятое мнение, и, возможно, даже врать. Свое мнение – вредно и опасно, его лучше не выставлять на обозрение. В результате мы имеем и искаженное понимание интуиции. Для нас она стала подсознательным поиском “правильного” варианта, который приемлем для социума.
Самоцензура и желание соответствовать чужим ожиданиям включает у нас рептильную часть мозга. По теории Пола МакЛина – это та часть мозга человека, которая отвечает за наше биологическое выживание как вида. Она ищет самый простой вариант из всех предложенных, который поможет нам подстроиться и выжить в обществе.