Кризис в Украине обнажил уязвимые места современной индустриальной цивилизации. Помимо того, что он унес множество жизней и причинил огромные страдания людям, теперь это угроза существованию миллионов людей по всему миру…
Украина, которая раньше была пятым по величине экспортером пшеницы в мире, сейчас испытывает серьезные трудности с посевной.
Согласно Рейтерc:
«Украинские фермеры, собравшие в прошлом году рекордный урожай зерна, заявляют о дефиците удобрений, а также пестицидов и гербицидов. В добавок к этому, есть еще и дефицит топлива, добавляют они».
Короче, это означает, экспортироваться будет гораздо меньше зерна, что взвинтит цены на пшеницу (уже удвоившиеся перед войной) до рекордного уровня. Даже выше, чем в 2008 г., когда мировая экономика рухнула, или в 2011 во время «арабской весны».
Эта новость сама по себе должна привлечь внимание к тому факту, что мы стали полностью зависимы от ископаемого топлива для получения урожаев:
- Удобрения производятся из природного газа.
- Пестициды и гербициды – из нефти.
- Дизельное топливо в том числе
Богатые урожаи предыдущих лет, кормившие 8 миллиардов человек, напрямую зависели от искусственных химикатов на каждом этапе процесса.
Не забываем тот факт, что стоимость удобрений во всем мире уже перед войной удвоилась — благодаря трехкратному/шестикратному увеличению цен на природный газ (в зависимости от того, где вы живете). Уже одно это помешало множеству фермеров во всем мире закупить достаточно удобрений для будущей посевной. Однако на помощь спешит новый раунд перекладывания “с больной головы на здоровую”: с нарастающего дефицита ресурсов (с долгосрочными последствиями) на назревший кризис:
Свейн Торе Холсетер, президент норвежской компании Yara International, крупнейшего в мире производителя азотных удобрений, выразил беспокойство тем, что десяткам миллионов угрожает голод из-за сельскохозяйственного кризиса в Украине. «Вопрос даже не в том, грозит ли нам продовольственный кризис, — сказал он. «Вопрос, насколько масштабным он будет».
Не поймите меня неправильно: то, что сейчас происходит в Украине, просто ужасно во всех смыслах этого слова и, несомненно, окажет огромное негативное влияние на глобальную продовольственную безопасность. Однако не это является первопричиной проблемы.
Перейдем ко второму обязательному компоненту современного промышленного сельского хозяйства — дизельному топливу. Добыча обычной (т.е. дешевой и доступной) нефти достигла своего пика в 2005 г., что привело к падению цен на нефть до 2008 г., когда экономика рухнула.
Нетрадиционных (т.е. труднодоступных, дорогих) запасов, которые все же экономически целесообразны, мировая добыча достигла пика и снова начала снижаться в конце 2018 года — и продолжала падать уже в 2019 году.
За год до пандемии.
После того, как множество нефтяных скважин пришлось закрыть в течение первого месяца карантина, стало все труднее и труднее вернуть добычу на уровень 2019 года… При том, что большинство нефтедобывающих стран мира продолжали истощать свои залежи, в то время как другие использовали потенциал, чтобы заполнить пробел.
В 2022 г. добыча нефти не достигла допандемического уровня. Уже во второй половине 2021 года наступил хронический дефицит. За несколько месяцев до войны в Украине… Это точно не выглядит как результат «быстрого восстановления экономики», как нас убеждали многие ученые мужи. Как следствие снижения добычи нефти, а также повышения стоимости переработки (из-за утроения цен на природный газ) НПЗ были закрыты, а цены на топливо с тех пор продолжили расти…
Все это вело к еще более критической нехватке дизельного топлива. И теперь только два выхода из этой трясины: экономический коллапс, снижающий спрос на перевозки, добычу и строительство, или вывод на рынок миллионов баррелей дешевой нефти. Угадайте, какой из них произойдет.
Не будет преувеличением сказать, что еще до войны в Украине мы были на пороге крупнейшего с 1973 года нефтяного кризиса. Война в Украине и последовавшие за ней эмбарго только приблизили эту дату и усилили последствия. В результате санкций и того, что российская продукция становится токсичной, Россия — страна, которая уже достигла своего пика добычи нефти, вот-вот столкнется с падением добычи в апреле этого года на целых 2,5–3 миллиона баррелей в день, или 3–4% мировой добычи.
К чему это нас приводит? К совершенно другому миру – точно. Вместе с истощением запасов ископаемого топлива Европа явно утратила свою ведущую роль в геополитике. Ветер и солнце не смогут заменить эти ресурсы по ряду чисто технических причин.
За ней эстафету примет США: сланцевая нефть не вернется по геологическим причинам. И хотя добыча нефти в Штатах будет расти в ближайшие пару месяцев или лет, ее дни сочтены. Тем временем Саудовская Аравия рассматривает возможность отказа от доллара и продажи нефти за юани, что угрожает доллару как мировой резервной валюте. Не прямо сейчас, но в будущем, это безусловно признак больших трансформаций.
Если бы все это происходило на растущей планете с неисчерпаемыми ресурсами, устойчивой экосистемой и неизменным климатом — мне было бы все равно. Я бы пожал плечами и сказал: переживем. К сожалению, планета перестала расти 4 миллиарда лет назад вместе со своими минеральными ресурсами. Нефть, которая образовалась за 500 миллионов лет фотосинтеза и сейчас находится на грани истощения. Климат продолжает ухудшаться с головокружительной скоростью по мере того как мы сжигаем нефть и другое ископаемое топливо.
Слон в посудной лавке – это человечество, превысившее возможности планеты своими безграничными потребностями. И этому есть растущее количество научных доказательств. Сейчас мы приближаемся уже к пределу возможности поддерживать самих себя. Я могу только надеяться, что у правительств планы по нормированию, когда мы вступим в эпоху истощения ресурсов, климатического хаоса, беженцев и многого другого (5). Это был бы единственный способ немного замедлить изменение климата и помочь достичь социальной справедливости.
COVID-19. Дефицит поставок сырья – от металлов, нефти и газа до продуктов питания. Украина. Йемен. Сирия. Афганистан. Это не просто кочки на нашем пути, а прототип общего будущего. Просто пока оно неравномерно распределено по планете…
Так выглядит изнутри «крах» глобальной цивилизации: казалось бы, не связанные друг с другом кризисы — один за другим — длящиеся десятилетиями, если не веками.
Время задать вопрос нашим лидерам, мэрам, президентам, депутатам и т. д., есть ли у них план – справедливого распределения ресурсов и идеи того, как нормировать базовые товары – продуктовые карточки, талоны, палочки в журналах, когда это время наступит. Если нет, начните этого требовать! Внедряйте простые низкотехнологичные и энергоэффективные идеи решения бытовых проблем. Спасите местную реку или лес от уничтожения или эксплуатации. Объединяйтесь с соседями, делайте совместные запасы топлива и еды. Лучше быть готовым, чем застигнутым врасплох…