Украина выбирает латифундии

0
1980

Михал Козак, в официальном издании Национального банка Польши Obserwator Finansowy – главном финансовом еженедельнике республики, информирует польских политиков и правительство про истинное положение дел в Украине. В частности – попытках распродать главный ресурс государства – ЗЕМЛЮ, под видом защиты права собственности и увеличения ВВП.

В статье “Украина выбирает латифундии“, польский корреспондент в Украине пишет, хотя в Европе сельское хозяйство, основанное на относительно небольших семейных фермах, является успешным, украинское правительство приняло законопроект, который передает десятки миллионов гектаров сельскохозяйственных земель в руки небольшой группы крупных землевладельцев.

Украина, с примерно 42 миллионами гектаров сельскохозяйственных угодий, потенциально является одним из основных игроков на мировых рынках сельскохозяйственной продукции перед лицом ожидаемого продовольственного кризиса.

Мораторий на продажу земли, введенный в 2001 году, должен был гарантировать, что латифундистов не появится. Основным условием продажи земли было признано создание государственного земельного банка, принятие законов об оценке земель и земельного кадастра.

Правительство опасалось, что преждевременное открытие рынка земли может привести к массовой покупке сельскохозяйственных земель по низким ценам, их концентрации в руках немногих крупных бизнесменов или недружественных стран, а также обнищанию фермеров, – напоминают СМИ. Хотя ни одна из этих проблем не была решена, Украина находится в одном шаге от разрешения торговли сельхозземлями и согласия на их концентрацию.

«Торговля сельскохозяйственными землями запрещена только в таких странах, как Северная Корея, и это не образец для подражания», – утверждает президент Владимир Зеленский. Сторонники сохранения запрета указывают, что запреты и ограничения применяются в ряде развитых западных государств, а в Израиле почти вся земля является государственной собственностью.

В ноябре парламент в первом чтении принял законопроект , разрешающий практически неограниченную торговлю сельскохозяйственными землями, что вызвало массовые протесты фермеров в декабре.

Воспользовавшись громким событием – обменом военнопленными между Украиной и контролируемыми Россией сепаратистами из Донбасса, который затмил дискуссию об отмене моратория, парламентский Аграрный комитет за несколько минут рассмотрел в пакете тысячи поправок к законопроекту “Про рынок земли” , предложенных оппозицией, открывая путь для окончательного принятия закона.

Единственным реальным изменением в сравнении с первоначальным вариантом была поправка, предложенная Зеленским после волны протестов. Было введено сокращение общей площади, которая может быть во владении одного собственника с первоначальных 230 тысяч. га до 10 тысяч га.

На самом деле это ограничение мало что меняет. Эксперты отмечают, что положение об ограничении концентрации земель носит декларативный характер – не было принято никаких мер, чтобы предотвратить приобретение большего количества земли одним субъектом. Также нотариусы не имеют ни обязательств, ни способности определять, сколько земли уже принадлежит покупателю. Также нет защиты от покупки земли подставными лицами, действующими от имени бенефициара.

Самым лакомым куском, который на который положили глаз основные игроки, является «фамильное серебро Украины» – около 10 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель, принадлежащих государству сегодня. Они могут быть проданы по минимальной цене.

Наименее эффективная модель

Сельскохозяйственные эксперты отмечают экономическую неэффективность текущего направления развития отрасли.

Мелкие фермеры производят больше продовольствия на гектар, чем крупные компании, потому что выращивают гораздо более широкий спектр сельскохозяйственных культур и более бережно относятся к земле. В бедных регионах мира землевладельцам с общей площадью менее пяти гектаров принадлежит 30%. мировых пахотных земель, но они производят 70 процентов продовольствия.

Крупнейший украинский агрохолдинг получает 51 центнер пшеницы с гектара на идеальной земле, почти в два раза меньше, чем ирландские фермеры.

Подтверждение этому можно найти даже в официальных документах, опубликованных агрохолдингами. Крупнейший агрохолдинг “Кернел”, площадью 530 тыс. га сельскохозяйственных угодий на идеальных землях, в настоящее время получает 51 центнер пшеницы с гектара, что почти вдвое меньше, чем у ирландских фермеров, и на десятки процентов меньше, чем у их французских или немецких коллег.

Правительство утверждает, что большие латифундии увеличат количество рабочих мест в сельской местности, но эксперты считают иначе. Экономист Олег Пензин отмечает, что законодательные решения, связанные с «рынком земли», приведут к росту безработицы и уже затронут украинскую провинцию.

«Индустриализация аграрного сектора сокращает количество рабочих мест. На 100 гектаров земли в крупном аграрном бизнесе приходится только один занятый, от 2 до 4 рабочих мест – на среднем агропредприятии и от 6 до 10 рабочих мест на небольшой ферме. Согласие с тем 10,000 Га в один руки приведет к мастабному сокращению рабочих мест“, – отмечает он.

Агрохолдинги уже разоряют села. Как сообщает «Кернел» в последнем годовом отчете: «В финансовом году 2019 мы сократили занятость до  с 16-ти до 14 человек на тысячу гектаров. В результате общая численность работников сократилась на 13 процентов (более тысячи человек). Мы понимаем, что существует потенциал для оптимизации эффективности работы, который останется нашей целью на ближайшие несколько лет».

Концентрация увеличивается

Представленные в парламенте данные о структуре хозяйств показывают масштабы монополизации отрасли. Объекты с земельным участком менее 1000 га составляют 35,6 тыс. ферм с 23 процентов сельскохозяйственная площадь, 4720 предприятий площадью от 1 тыс. до 10 тысяч га контролирует 56 процентов земли и всего 182 гиганта – агрохолдинги с площадью, превышающей 10 тысяч. га каждый, контролируют до 21 процента сельскохозяйственной земли.

На отраслевом веб-сайте AgroPolit недавно были опубликованы результаты опроса, показывающего, как изменилась структура сельскохозяйственных предприятий за последние годы.

В 2017 году общая площадь земель под посевными площадями составила 27 046 млн. Га. На ней работало примерно 40 000 сельскохозяйственных предприятий (фермерских хозяйств и агрохолдингов). Группа, которую можно назвать украинскими латифундистами, контролировала 18,9 млн. Га, из которых 146 агрохолдингов владели в общей сложности 2,9 млн. Га, а отдельные фермеры – 8,1 млн. Га.

Спустя год, как отмечают авторы исследования, ситуация изменилась – посевная площадь увеличилась на 650 тысяч Га. Число работающих на ней компаний сократилось почти на полторы тысячи, а на 14 увеличилось количество агрохолдингов, что увеличило их площадь на целых 600 тысяч. га. 2019 год стал еще одним годом, когда число хозяйств сократилось – их было на 1133 меньше, чем год назад, и агрохолдинги увеличили свои земельные банки до 3,6 млн. Га.

«Динамика данных дает возможность сделать следующие выводы – количество предприятий уменьшается при увеличении посевных площадей, что свидетельствует о консолидации агробизнеса», – заключают авторы исследования.

За доминированием крупных землевладельцев следует крайне неблагоприятная структура сельскохозяйственного землепользования, затрагивающая потребителей и сектор в целом.

54 процента земли занято производством зерновых культур, еще 32 процента площадь технических культур, 6,2 процента – это производство кормов, овощи только 6,5 процента площади, и только 0,8% выделяется на производство фруктов.

С одной стороны, это позволяет применять механизацию и автоматизацию, что приведет к появлению многомиллионной, ненужной с точки зрения латифундистов, массы сельских жителей, которые бесполезны для работы в сельском хозяйстве. И как следствие – появлению армии безработных, переквалификацией которых государство никак не занимается.

В результате Украина, которая имеет очень хорошие сельскохозяйственные условия, является крупным импортером фруктов и овощей, которые агрохолдинги не хотят производить. Концентрация и вытеснение мелких производителей только углубят этот процесс.

Выдавливание на продажу

Некоторые аналитики называют новый закон не столько законом о рынке земли, сколько об избавлении мелких землевладельцев от своей собственности. Почти вся дискуссия вокруг «рынка земли» сосредоточена не на модели земледелия, а на «праве продавать бесполезную землю для улучшения материальных условий».

Сторонники «земельного рынка» в форме закона не очень последовательны – с одной стороны, они продавливали изменения, позволяющие суперконцентрацию земель в одних руках, тогда как с другой стороны они утверждали, что сельскохозяйственные земли не нужны, потому что большая часть продуктов питания скоро может быть произведена с использованием современных технологий например, в многоуровневых гидропонных фермах.

В то же время был предложен законопроект, блокирующий свободный выбор покупателя лицами, желающими продать свою долю в постколхозных землях. Сегодня они сдаются в аренду агрохолдингам и крупным фермерам.

Закон предусматривает, что владелец не сможет продать землю, которую он арендовал, без согласия арендатора. На практике это означает, что он сможет продать землю только арендатору и по минимальной цене, поскольку законопроект исключает конкуренцию. Достаточно того, что нынешний арендатор возражал против продажи, что делает ее невозможной.

«Селяне были вынуждены сдавать в аренду практически всю свою землю долгие годы. Сегодня у них нет шансов продать ее по европейским ценам или начать самостоятельное фермерство. Закон не освобождает сельских жителей от закабаления арендой и не дает им права распоряжаться землей. Как раз наоборот – оно усиливает ограничения прав землевладельцев, делая их еще более уязвимыми, заставляя как можно скорее продать землю за наименьшую цену арендатору», – комментирует эксперт по сельскому хозяйству Роман Головин.

Государство не заинтересовано в создании широкого круга индивидуальных фермеров с диверсифицированной и социально ответственной экономикой, аналогичной фермерам из стран ЕС. Доказательством тому является законопроект, представленный в парламент депутатами президентской фракции в конце декабря, предусматривающий выплату денежной компенсации тем, кто отказывается от своего законного права, закрепленного в Земельном кодексе, на бесплатное получение от государства земли сельхозназначения.

Такие инициативы не удивительны, учитывая, что весь процесс подготовки «земельного рынка» идет под пристальным вниманием крупных землевладельцев.

Отличный стартовый капитал

Крупнейшие агрохолдинги уже готовятся к закупке земель. Компания «Эпицентр К», принадлежащая Александру Гереге, управляет сетью строительных гипермаркетов и контролирует более 100 000 га земли. Она объявила о получении кредита в размере 70 миллионов долларов США для «покупки сельскохозяйственных активов и строительства новых и модернизации существующих элеваторов».

Профильные эксперты предупреждают, что мелкий фермер не имеет никаких шансов против финансовых магнатов.

Компания также ведет переговоры с Европейским инвестиционным банком о кредите в размере 100 миллионов евро для расширения сельскохозяйственного сектора.

Крупнейший украинский агрохолдинг “Кернел” выпустил облигации на сумму 300 млн. долларов осенью 2019 года. Простой фермер землевладелей не имеет ни единого шанса против таких финансовых гигантов.

Объявленная правительством компенсация части процентов по кредитам на покупку сельскохозяйственных земель не поможет, потому что неизвестно какие банки смогут и захотят их предоставить, и, кроме того, у фермеров нет свободного капитала для их собственного вклада.

Если предположить, что такая поддержка будет выгодна каждому фермеру, который арендует пахотную землю сегодня (в общей сложности более 11 млн. Га), государству придется тратить более 50 млрд грн в год или около 2 млрд долларов. В прохудившемся украинском бюджете таких денег нет и не будет в ближайшей перспективе.

Согласно предположениям правительства, продажа земли должна осуществляться по цене не ниже официальной: так называемая “нормативная оценка” осуществляется государственными структурами. Во многих регионах это всего 500-600 долларов за гектар.

При отсутствии реальной конкуренции между внутренними операторами можно ожидать, что окончательная цена, которую заплатят покупатели миллионов гектаров государственной земли не будет сильно отличаться от минимальной. И появляющиеся публичные заявления показывают, что «маленькие» участки земли для правительства составляют 500-1000 га. А значит потребует сотен тысяч долларов свободных средств у покупателя. Только богатые компании с практически неограниченными ресурсами и западными кредитами смогут осилить такую цену.

Длинный список юридических проблем

Принятие закона не является концом проблем, связанных с продажей земли. Этот акт, как подчеркивают его противники, и косвенно признает сама власть, противоречит украинской Конституции. Она предусматривает, что «земля является собственностью народа Украины», и только граждане имеют право на использование этой собственности.

Вопрос о том, как это совместить с либеральным подходом к продаже земли и отчуждению 10 миллионов гектаров земли, принадлежащей государству сегодня, должен оценить украинский Конституционный суд, в который уже подано заявление.

Согласно Земельному кодексу, каждый украинец имеет право на бесплатное получение 2 Га земли сельскохозяйственного назначения от государства для ведения собственного хозяйства. От гарантированных Конституцией прав невозможно отказаться. Поэтому любой, кто откажется, сможет успешно подать и выиграть иск в украинском или Европейском суде по правам человека.

Попытка выйти из этой ситуации – это законопроект, побуждающий людей брать деньги вместо земли, но он не решает проблему тех, кто заявит свои права на землю вместо них.

Также возникают сомнения относительно процедуры принятия законопроекта в профильном комитете, которое было проведено с нарушением регламента и конфликта интересов. Правоохранительным органам было подано заявление о правонарушениях –  Национальное антикоррупционное бюро уже рассматривает предполагаемый конфликт интересов главы аграрного комитета.

Все это означает, что любая сделка по приобретению земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с Законом может быть оспорена в суде. Со временем это также откроет путь к национализации проданных земель, тем более, что это пользуется сильной общественной поддержкой.

Добавить комментарий