$20 долларов в Дании против $8,9 в США – такова почасовая ставка работника Макдональдс в этих странах. При этом в Дании нет минимальной заработной платы! (Источник – NY Times)
Как такое возможно?
Одна из причин – традиция обсуждению почасовых ставок, основанная на законе 1899 года. Она подразумевает дискуссию между профсоюзом работников и союза работодателей при выработке обоюдовыгодного решения.
Такие компромиссы приводят не только к более справедливым ставкам. В Дании, к примеру, очень редко происходят забастовки. Представители союзов работников чаще садятся за стол переговоров и находят решение, без вмешательства государства. Тогда как во Франции, где забастовки и протесты являются нормой, всего 8% работников являются членами профсоюзов.
И вторая интересная особенность датского рынка труда – работника очень просто уволить. На первый взгляд выглядит противоречиво, ведь тогда зачем профсоюзы и как они помогают своим членам? А просто: тут действует принцип – ЗАЩИЩАЙ РАБОТНИКА, А НЕ РАБОЧИЕ МЕСТА. Основа этого принципа – гибкость и безопасность. Гибкость в том, что если компания теряет доход – она без раздумий и без юридических последствий для бизнеса избавляется от лишнего персонала. Тогда как в той же Франции уволенный рабочий может засудить работодателя на щедрую компенсацию. В Дании нет таких проблем. А безопасность обеспечивает государство, которое гарантирует, что работник будет получать доход из бюджета, пока вновь не трудоустроится.
Если придется работать в другой сфере (например, когда рабочие места были автоматизированы) – государство оплатит переквалификацию.
Это стратегия, нацеленная в будущее. Если водителей автобусов, поездов, такси заменят автопилоты – эти специальности просто исчезнут. Государство видит свою роль в том, чтобы переобучить освободившийся трудовой ресурс для заполнения вакансий в других сферах. Конечно, можно было бы поступить иначе – попытаться запретить автоматизацию транспорта, строить полностью автоматизированные заводы и т.п. – те. встать на пути прогресса. Но Дания так не делает. Помните – «защищай работника, а не рабочие места». Работники могут менять сферы деятельности, повышать навыки и заполнять другие ниши. Переобучение и поддержку их семей на этот период обеспечивает государство, не препятствуя технологиям и готовя своих граждан к стремительно меняющемуся рынку труда ближайшего будущего.
По этой причине именно датский рынок труда сегодня считается наиболее прогрессивным и наиболее готовым к вызовам будущего.
Никто и не думает отдать всё на откуп «свободного рынка», который сам всё отрегулирует.
Мы так многого не знаем, правда?
Где лучше жить – в Дании или в Украине?
Думаю, ответ очевиден. А почему? Потому что там государство жестко и всеобъемлюще регулирует и экономику, и общество. Создает правила (общественный договор) и следит за их исполнением.
К примеру, есть закон, согласно которому руководитель не может получать зарплату более чем в 3 раза выше, чем сотрудник с наименьшей зарплатой в его компании.
Уборщица получает 3500 грн? Извини, твой потолок 10500.
“Ужас ужас!” Государство регулирует рынок! Совок! Такое мы уже проходили!
Но такое общество не может породить Ахметовых, Фирташей, Порошенков. А деньги, потраченные на зарплаты создают внутренний спрос на продукцию отечественного производства, что дает еще один виток в цикле экономического развития.
Вместо штампов и примитивного суждения нужно смотреть на факты и результат. А результат мы можем оценить – потому что именно в такой стране нам и хотелось бы жить.
Скандинавские государства наиболее известны своими щедрыми системами социального обеспечения: бесплатное обучение в колледже, всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, длительный и хорошо финансируемый отпуск по уходу за ребенком, субсидируемый уход за детьми и многое другое. Но их социалистические достижения не ограничиваются этой политикой «перераспределения». По состоянию на 2015 год Норвегия владеет примерно 59 процентами богатства страны; напротив, Китай, который по-прежнему считается квазикоммунистическим государством – лишь 32 процентами своего национального богатства.
В Норвегии правительству также принадлежит около трети фондового рынка страны, а также около 70 госпредприятий, на которые приходится почти 90 процентов валового внутреннего продукта страны. В результате примерно 1 из 3 работников в Норвегии (а также в Дании) фактически наняты своим же правительством! В Финляндии 64 государственных предприятия составляют около 50 процентов национального ВВП; И более 90 процентов финских рабочих защищены профсоюзными контрактами, по сравнению с 89 процентами шведских рабочих, 84 процентами датских рабочих и 11,9 процентами американских рабочих.
Примерно 30% рабочей силы стран Северной Европы (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция) занято в государственном секторе. Там и в мыслях нет выгонять государство из экономики, потому что государство – И ЕСТЬ ЭКОНОМИКА. И оно трудоустраивает и защищает собственных граждан.
В 2019 году все пять стран Северной Европы вошли в топ-10 в Докладе о мировом счастье